Политическая организация социалистического общества - 10

Sep 14, 2011 17:05


Продолжение про политическую организацию социалистического общества. Этот отрывок тоже взят из книги “Характерные черты и особенности развитого социалистического общества”, изданной издательством “Вища школа” в городе Киеве в 1976 году.

Неисчерпаемым источником силы социалистического государ­ства, как учил В. И. Ленин, является его неразрывная связь с народом, непосредственное и решающее участие трудящихся в управлении страной и общественными делами. Именно это призвана обеспечить социалистическая демократия, смысл и со­держание которой состоит в привлечении широких масс трудя­щихся к участию в государственном и общественном управле­нии. Поэтому укрепление общенародного Советского социалистического государства, совершенствование всей политической организации развитого социализма невозможно без всесторон­него развертывания и углубления социалистической демократии. В свою очередь, совершенствование политической системы зрелого социализма и укрепление Советского государства создают необходимые условия для расцвета социалистической демокра­тии. Исходя из диалектического единства этих процессов, Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС отмечал, что главным на­правлением в деятельности партии по дальнейшему укреплению Советского государства и совершенствованию всей политической организации развитого социалистического общества - соответ­ственно с задачами коммунистического строительства - «было и остается дальнейшее развитие социалистической демократии».

Одно из важнейших требований диалектического подхода к рассмотрению общественных явлений, сформулированных В. И. Лениным, заключается в том, что необходимо «не забы­вать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».

Процесс развития советской социалистической демократии включает в себя два основных этапа: этап пролетарской демо­кратии и этап общенародной демократии. Оба эти этапа харак­теризуются одной и той же сущностью, а именно: осуществле­нием прав и свобод трудящихся классов. Первый отвечал эконо­мике и социально-классовой структуре переходного периода от капитализма к социализму, а начало второму, который продол­жается и в настоящее время, было положено победой социализма во всех сферах жизни советского общества. Последний характе­ризуется дальнейшим расширением и углублением пролетар­ской демократии, отмиранием тех временных ограничений прав и свобод граждан, которые были вызваны к жизни историче­скими условиями первых лет Советской власти, и преобразова­нием пролетарской демократии во всенародную социалистиче­скую демократию.

На всех этапах развития советского общества социалистиче­ская демократия обеспечивала вовлечение широких народных масс в решение актуальных задач общественного развития на пути к зрелому социализму. И на каждом новом этапе строи­тельства социализма и коммунизма возрастают объем и слож­ность решаемых народом задач, повышается роль трудящихся во всех областях общественной жизни, возрастает их ответствен­ность за успешную-реализацию намеченных партией планов. Всенародная социалистическая демократия продолжает исто­рическую миссию пролетарской демократии и является ее выс­шим этапом. В условиях общенародной социалистической демо­кратии не только сохраняется, но и возрастает руководящая роль рабочего класса, поскольку он был и остается носителем высшей формы социалистической собственности, передовым клас­сом по уровню своей политической сознательности и организо­ванности.

В условиях развитого социалистического общества всенарод­ная социалистическая демократия не теряет своей классовой направленности. Наоборот, эта направленность усиливается бла­годаря тому, что коммунистические идеалы рабочего класса стали целью всего советского народа, всех его социальных слоев; и пока существует империализм, пока продолжается ожесточенная борьба сил социализма и капитализма на мировой арене, социалистическая демократия всегда будет направлена против импе­риализма и каких бы то ни было посягательств на завоевания социализма.

Совершенно иначе происходит развитие буржуазной демокра­тии, основным содержанием которой в современную эпоху явля­ется все более возрастающая политическая реакция, сопровож­дающаяся усилением репрессий против прогрессивных сил, кризисом буржуазного парламентаризма, невиданным ростом бесконтрольности исполнительного аппарата, узурпацией им за­конодательных функций парламента. В условиях обострения классовых противоречий и кризиса современной буржуазной демократии усиливается тенденция к фашизации политического режима в капиталистическом обществе.

Расцвет социалистической демократии и кризис буржуазной демократии - две основные тенденции в развитии политической организации общества в современную эпоху, обусловленные существованием двух противоположных мировых социально-экономических систем - социализма и капитализма.

Сила и глубина социалистической демократии наиболее ярко проявляются при формировании представительных органов госу­дарственной власти. Наиболее широкое представительство всех слоев населения в органах власти снизу доверху при отсутствии каких бы то ни было ограничений в использовании права изби­рать и права быть избранным в органы власти, кроме естествен­ного возрастного ценза, обеспечивает Конституция СССР. Так, активное избирательное право (право избирать) имеют все лица, достигшие 18 лет, а возрастной ценз для использования пассив­ного избирательного права (права быть избранным) составляет: для избрания в состав местных Советов- 18 лет, в состав Верховных Советов республик - 21 год, в Верховный Совет Союза ССР - 23 года. Избирая депутатов на основе всеобщего, рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании, советские люди проявляют свою волю - волю полновластных хозяев страны.

Критики же социалистической демократии замалчивают тот факт; что современное избирательное право капиталистических стран предусматривает целую систему ограничений: возрастной, имущественный и образовательный цензы, ценз оседлости, требо­вание внесения определенного избирательного заклада, лишение избирательных прав военнослужащих, женщин, расовая дискри­минация. В результате этих ограничений от участия в выборах отстраняются огромные массы людей.

Принципиально новая особенность социалистического демо­кратизма состоит в том, что в условиях социализма государствен­ными и общественными делами управляют сами трудящиеся и критерием оценки деятельности государственной власти явля­ется соответствие ее политики интересам народа.

Об этом свидетельствует прежде всего социальный состав высших представительных органов власти нашей страны. Из 1517 депутатов Верховного Совета СССР девятого созыва 769 де­путатов-это рабочие и колхозники (50,4 процента). Аналогич­ный социальный состав имеют Верховные Советы союзных рес­публик. Например, в составе 570 депутатов Верховного Совета Украинской ССР девятого созыва 287 рабочих и колхозников, или 50,3 процента всех депутатов.

Еще более яркое подтверждение совершенно нового харак­тера государственной власти при социализме дает социальный состав местных Советов. Среди более двух миллионов депутатов местных Советов, избранных на выборах в 1975 г., рабочие и кол­хозники составляют 67,7 процента, а в Украинской ССР, в част­ности, процент рабочих и крестьян в составе более полумиллиона депутатов достигает 72,3.

Совершенно иной социальный состав выборных органов в условиях буржуазного парламентаризма, подлинная сущность которого, по словам К. Маркса, заключается в том, чтобы раз в несколько лет решать, какой именно член господствующего класса будет представлять и подавлять народ в парламенте. Об этом убедительно свидетельствует социальный состав парла­ментов капиталистических стран. Так, среди 535 депутатов Кон­гресса США 91-го созыва (1968-1970 гг.) не было ни одного рабочего, фермера или рядового служащего. Интересы народа «представляли» 184 банкира и бизнесмена, 310 юристов, находя­щихся на службе у крупных монополистических объединений. Не претерпел существенных изменений социальный состав и по­следующих созывов Конгресса США. Аналогичное социальное лицо имеют парламенты и других «демократических» стран «сво­бодного» мира.

Все это убедительно доказывает справедливость ленинского вывода о том, что капитал, раз он существует, господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, ника­кое избирательное право сути дела не меняют. Более того, ука­зывал В. И. Ленин, в буржуазных парламентах «избранники» народа лишь болтают со специальной целью надувать «просто­народье», а действительная политика делается вне их стен3. Так, в США огромную роль в государственной политике играет Национальная ассоциация промышленников (НАП). Ана­логичной организацией в Англии является Большой совет феде­рации британской промышленности. В ФРГ - Федеральный союз промышленников, во Франции - Национальный совет француз­ских предпринимателей и т. д.

Обязательный бонус за чтение этого немного увеличенного поста - очередная работа фотохудожника:



Previous post Next post
Up