Продолжение про политическую организацию социалистического общества. Этот отрывок тоже взят из книги “Характерные черты и особенности развитого социалистического общества”, изданной издательством “Вища школа” в городе Киеве в 1976 году.
Неисчерпаемым источником силы социалистического государства, как учил В. И. Ленин, является его неразрывная связь с народом, непосредственное и решающее участие трудящихся в управлении страной и общественными делами. Именно это призвана обеспечить социалистическая демократия, смысл и содержание которой состоит в привлечении широких масс трудящихся к участию в государственном и общественном управлении. Поэтому укрепление общенародного Советского социалистического государства, совершенствование всей политической организации развитого социализма невозможно без всестороннего развертывания и углубления социалистической демократии. В свою очередь, совершенствование политической системы зрелого социализма и укрепление Советского государства создают необходимые условия для расцвета социалистической демократии. Исходя из диалектического единства этих процессов, Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС отмечал, что главным направлением в деятельности партии по дальнейшему укреплению Советского государства и совершенствованию всей политической организации развитого социалистического общества - соответственно с задачами коммунистического строительства - «было и остается дальнейшее развитие социалистической демократии».
Одно из важнейших требований диалектического подхода к рассмотрению общественных явлений, сформулированных В. И. Лениным, заключается в том, что необходимо «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
Процесс развития советской социалистической демократии включает в себя два основных этапа: этап пролетарской демократии и этап общенародной демократии. Оба эти этапа характеризуются одной и той же сущностью, а именно: осуществлением прав и свобод трудящихся классов. Первый отвечал экономике и социально-классовой структуре переходного периода от капитализма к социализму, а начало второму, который продолжается и в настоящее время, было положено победой социализма во всех сферах жизни советского общества. Последний характеризуется дальнейшим расширением и углублением пролетарской демократии, отмиранием тех временных ограничений прав и свобод граждан, которые были вызваны к жизни историческими условиями первых лет Советской власти, и преобразованием пролетарской демократии во всенародную социалистическую демократию.
На всех этапах развития советского общества социалистическая демократия обеспечивала вовлечение широких народных масс в решение актуальных задач общественного развития на пути к зрелому социализму. И на каждом новом этапе строительства социализма и коммунизма возрастают объем и сложность решаемых народом задач, повышается роль трудящихся во всех областях общественной жизни, возрастает их ответственность за успешную-реализацию намеченных партией планов. Всенародная социалистическая демократия продолжает историческую миссию пролетарской демократии и является ее высшим этапом. В условиях общенародной социалистической демократии не только сохраняется, но и возрастает руководящая роль рабочего класса, поскольку он был и остается носителем высшей формы социалистической собственности, передовым классом по уровню своей политической сознательности и организованности.
В условиях развитого социалистического общества всенародная социалистическая демократия не теряет своей классовой направленности. Наоборот, эта направленность усиливается благодаря тому, что коммунистические идеалы рабочего класса стали целью всего советского народа, всех его социальных слоев; и пока существует империализм, пока продолжается ожесточенная борьба сил социализма и капитализма на мировой арене, социалистическая демократия всегда будет направлена против империализма и каких бы то ни было посягательств на завоевания социализма.
Совершенно иначе происходит развитие буржуазной демократии, основным содержанием которой в современную эпоху является все более возрастающая политическая реакция, сопровождающаяся усилением репрессий против прогрессивных сил, кризисом буржуазного парламентаризма, невиданным ростом бесконтрольности исполнительного аппарата, узурпацией им законодательных функций парламента. В условиях обострения классовых противоречий и кризиса современной буржуазной демократии усиливается тенденция к фашизации политического режима в капиталистическом обществе.
Расцвет социалистической демократии и кризис буржуазной демократии - две основные тенденции в развитии политической организации общества в современную эпоху, обусловленные существованием двух противоположных мировых социально-экономических систем - социализма и капитализма.
Сила и глубина социалистической демократии наиболее ярко проявляются при формировании представительных органов государственной власти. Наиболее широкое представительство всех слоев населения в органах власти снизу доверху при отсутствии каких бы то ни было ограничений в использовании права избирать и права быть избранным в органы власти, кроме естественного возрастного ценза, обеспечивает Конституция СССР. Так, активное избирательное право (право избирать) имеют все лица, достигшие 18 лет, а возрастной ценз для использования пассивного избирательного права (права быть избранным) составляет: для избрания в состав местных Советов- 18 лет, в состав Верховных Советов республик - 21 год, в Верховный Совет Союза ССР - 23 года. Избирая депутатов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, советские люди проявляют свою волю - волю полновластных хозяев страны.
Критики же социалистической демократии замалчивают тот факт; что современное избирательное право капиталистических стран предусматривает целую систему ограничений: возрастной, имущественный и образовательный цензы, ценз оседлости, требование внесения определенного избирательного заклада, лишение избирательных прав военнослужащих, женщин, расовая дискриминация. В результате этих ограничений от участия в выборах отстраняются огромные массы людей.
Принципиально новая особенность социалистического демократизма состоит в том, что в условиях социализма государственными и общественными делами управляют сами трудящиеся и критерием оценки деятельности государственной власти является соответствие ее политики интересам народа.
Об этом свидетельствует прежде всего социальный состав высших представительных органов власти нашей страны. Из 1517 депутатов Верховного Совета СССР девятого созыва 769 депутатов-это рабочие и колхозники (50,4 процента). Аналогичный социальный состав имеют Верховные Советы союзных республик. Например, в составе 570 депутатов Верховного Совета Украинской ССР девятого созыва 287 рабочих и колхозников, или 50,3 процента всех депутатов.
Еще более яркое подтверждение совершенно нового характера государственной власти при социализме дает социальный состав местных Советов. Среди более двух миллионов депутатов местных Советов, избранных на выборах в 1975 г., рабочие и колхозники составляют 67,7 процента, а в Украинской ССР, в частности, процент рабочих и крестьян в составе более полумиллиона депутатов достигает 72,3.
Совершенно иной социальный состав выборных органов в условиях буржуазного парламентаризма, подлинная сущность которого, по словам К. Маркса, заключается в том, чтобы раз в несколько лет решать, какой именно член господствующего класса будет представлять и подавлять народ в парламенте. Об этом убедительно свидетельствует социальный состав парламентов капиталистических стран. Так, среди 535 депутатов Конгресса США 91-го созыва (1968-1970 гг.) не было ни одного рабочего, фермера или рядового служащего. Интересы народа «представляли» 184 банкира и бизнесмена, 310 юристов, находящихся на службе у крупных монополистических объединений. Не претерпел существенных изменений социальный состав и последующих созывов Конгресса США. Аналогичное социальное лицо имеют парламенты и других «демократических» стран «свободного» мира.
Все это убедительно доказывает справедливость ленинского вывода о том, что капитал, раз он существует, господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, никакое избирательное право сути дела не меняют. Более того, указывал В. И. Ленин, в буржуазных парламентах «избранники» народа лишь болтают со специальной целью надувать «простонародье», а действительная политика делается вне их стен3. Так, в США огромную роль в государственной политике играет Национальная ассоциация промышленников (НАП). Аналогичной организацией в Англии является Большой совет федерации британской промышленности. В ФРГ - Федеральный союз промышленников, во Франции - Национальный совет французских предпринимателей и т. д.
Обязательный бонус за чтение этого немного увеличенного поста - очередная работа фотохудожника: