ВОЕНВЕД
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, так написано в статье 59 п.1. Конституции России (которую, как известно, у нас почитают повсеместно).
Согласно Указу Президента и Приказу министра Обороны о призыве на военную срочную службу - десятки тысяч молодых людей с радостью (и не очень) отправляются служить Родине.
Кроме представителей совсем малочисленных народов: чукчей, эвенков, абазинов и т.д.
Что, впрочем, не мешало нанайцу Кола Бельды приписать себе 2 года и отправиться на службу в ВМФ СССР. При желании, послужить Родине можно, минуя любые препоны.
В северо-кавказских регионах традиционно сложно с призывом. И дело не всегда в нежелании призывника отдать долг Родине.
Так, к примеру, до 1938 года в СССР чеченцев в РККА систематически не призывали, ежегодный призыв составлял не более 300-400 человек и то на добровольной основе. В 1940-1941 гг., уже попытавшись полноценно применить закон "О всеобщей воинской обязанности", райвоенкомиссариаты столкнулась с массовым уклонизмом от службы в ЧИАССР и повальным дезертирством среди чеченских призывников.
В декабре 1941 года чеченцам решили предоставить особые условия службы, в национальной 114-й дивизии РККА, но к апрелю 1942 года из неё дезертировали 850 человек. Следует сказать, что те, кто остался (а это большинство) - воевали добросовестно, достойно, многие из них были награждены боевыми орденами и медалями).
Массовая мобилизация в марте 1942 года в Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республике тоже не принесла особого успеха и в апреле 1942 года мобилизационные мероприятия в ЧИАССР решили прекратить. Во время и после операции НКВД "Чечевица" чеченцев, разумеется, тоже не призывали.
Во времена мятежной Ичкерии и чеченских войн воинского призыва в российскую армию среди чеченских юношей тоже не производилось (но массово призывали представителей Дагестана, Сев.Осетии, Кабардино-Балкарии и т.д.).
В 2014 году Рамзан Кадыров договорился с МО о призыве чеченцев в ВС РФ, но повестки им не вручались. И лишь в настоящее время открыты все пути для чеченских юношей, желающих послужить Отечеству в качестве добровольца или контрактника.
Однако есть один народ в Российской Федерации, который службы в армии старается избегать массово. И на это часто смотрят сквозь пальцы, а когда военкомы с существенным подкреплением всё же прибывают в селения - раздаются вой и стенания, иногда потасовки.
Речь идёт о цыганах.
Впрочем, они и в советское время ухитрялись не служить (по крайней мере, автор не встречал в войсках представителей цыганской национальности).
Хотя на просторах России люди по национальности сейчас не ранжируются, а в паспорте гражданина Российской Федерации нет графы - национальность, и призыв цыган должен происходить обезличенно, как и прочих граждан РФ - этого не происходит. Даже если повестку каким-то образом удалось вручить - на призывной пункт эти юноши, как правило, по каким-то причинам, не являются. И в местах поселений рома приходится проводить полицейско-военные рейды. Но и при этом многие юноши призывного возраста оказываются вне призыва. Почему?
Не у всех цыган вообще имеются документы. Они живут в собственном племенном социуме (с паутиной межродовых связей по всей стране и за рубежом), не все из них посещают школы, больницы, да и вообще цыгане избегают контактировать с властью и государственными структурами. Если есть необходимость таки вступить с государством в контакт для своей выгоды - подойдет российский паспорт (а также медполис, СНИЛС, права и т.д.) любого соплеменника, более-менее похожего на объект (кто там их разберёт).
Многие цыгане не заморачиваются с получением российского гражданства и имеют вид на жительство (паспорта же имеют молдавские, болгарские, румынские, венгерские, республик бывшей Югославии, республик Средней Азии и стран Ближнего Востока).
Призывной возраст в Вооруженные Силы РФ по закону от 18 до 27 лет. При этом, к своим восемнадцати годам, очень многие цыганские юноши уже состоят в браке и имеют двух-трех и более детей. Вступают в брак рано, по традиции молодые пары женят в 12-13 лет. И обряд тут главенствует над законом, официально отношения вообще часто не регистрируются.
К моменту наступления призывного возраста многие цыгане имеют судимости за кражу, торговлю краденным, контрабанду, торговлю или употребление наркотиков. Таких тоже в армию не берут.
Если удалось отловить призывника в "таборе" (сейчас это поселки из хибар и добротных кирпичных домов, в зависимости от благосостояния семьи) - медкомиссия при проверке зачастую выявит такой букет заболеваний, с которым служить будет невозможно (часто они связаны с употреблением наркотиками и передаются пп).
Кроме того, даже здоровые пытаются умело симулировать хронические заболевания.
Да и вообще цыгане обычно скрываются от внимания военкоматов. Официально большинство из них нигде не работает, не учится, на официальных учётах не состоят (разве что в МВД и ФСИН после первого преступления) и выйти военкому на успешный контакт с цыганским юношей - большая удача.
Зная в совокупности все вышеперечисленные "замечательные" качества цыганских призывников - военкомы не горят желанием вообще с ними связываться. И цыгане тоже не горят желанием поскорее устремиться на службу в Вооруженные Силы РФ. Эта любовь взаимная.