Nirvana
Никогда ранее Гренландия не была в фокусе мирового внимания, как после слов Трампа об её захвате.
Вопрос не только в полезности острова для США, но и в оформлении процесса аннексии. Если Гренландия станет 51-м штатом, у неё будет столько же сенаторов, сколько у штата Калифорния. Это может иметь очень серьёзные последствия для баланса сил в Конгрессе, не говоря уже о результатах любых выборов.
Почему же Трамп так нагнетает ситуацию, если в Гренландии проживает около 56 000 человек и 80 % её территории покрыто льдом.
Очевидно, что весь интерес сводится к природным ресурсам.
В частности, в Гренландии не просто очень много нефти. Остров обладает одними из крупнейших в мире запасов нефти - до 110 млрд баррелей нефти.
США потребляют ежедневно в среднем около 20 млн баррелей нефти, а значит дополнительный объём топлива за счёт Гренландии лишним не будет.
А ещё, оказывается, что китайцы очень интересуются редкоземельными металлами, которые залегают в недрах Гренландии. Только один конкретный район - Кванфьельде - является одним из крупнейших в мире неразработанным месторождением редкоземельных элементов, находящимся за пределами Китая.
Глубоко под землёй залегают 17 элементов, в том числе скандий и иттрий. Они используются во всём, от мобильных телефонов и ветряных турбин до электромобилей. Сторонники добычи полезных ископаемых говорят, что их разработка стала бы большим финансовым благом для Гренландии.
Страна будет ежегодно получать от компании-разработчика ресурсов рудника $ 240 млн в виде налогов и роялти. Срок эксплуатации рудника рассчитан на 37 лет. На этот рудник претендует австралийская фирма GML, крупнейшим акционером которой является китайская компания по переработке редкоземельных металлов Shenghe Resources Holding.
По оценкам, в Гренландии находится более 38 млн тонн редкоземельных металлов.
Кто же в итоге получит выгоду от этих месторождений: США или Китай?
Помимо всего прочего, в Гренландии уже находится чрезвычайно важная военная база США "Туле".
Она обеспечивает раннее оповещение и отслеживает потенциальные ракетные угрозы. На ней служит около 600 человек. База играет ключевую роль в американской системе противоракетной обороны всего Северного полушария.
Благодаря своему стратегическому расположению она обеспечивает беспрецедентные возможности мониторинга, укрепляя обороноспособность Америки в Арктике. Расширение этого присутствия укрепило бы арктическую стратегию Америки в отношении таких соперников, как Россия и Китай, обеспечив беспрецедентное влияние на быстро развивающемся арктическом театре военных действий.
Утрата этой базы стало бы огромным стратегическим ударом для США.
Рассмотрев все варианты, Трамп решил, что пришла пора взять Гренландию под контроль.
Он уже угрожает Дании очень болезненными тарифами, если государство попытаются встать у него на пути.
Более того, Трамп готов применить военную силу для установления контроля над Гренландией.
Примечательно, что интересы США в лице Трампа распространяются и на другой важный объект - Панамский канал.
В интервью журналистам избранный президент США заявил, что "они нужны нам для экономической безопасности".
Очевидно, что военное вторжение в Гренландию потрясет мир, поэтому установка контроля над островом должна произойти дипломатическим путём.
Младший сын Дональда Трампа уже на острове. Вероятно, готовится проведение референдума о независимости.
Гренландия, крупнейший остров в мире, была датской колонией до 1953г, когда она стала неотъемлемой частью Королевства Дания. В 1979г она получила самоуправление, а в 2009г - автономию.
Это дало острову контроль над внутренними делами, а Копенгаген сохранил за собой полномочия в области обороны и внешней политики. Важно отметить, что соглашение от 2009г даёт Гренландии право провозгласить независимость на референдуме.
Если Гренландия проголосует за независимость, то маловероятно, что население захочет отказаться от Дании в пользу того, чтобы войти в состав США.
Премьер-министр Гренландии Муте Буруп Эгеде уверен, что его страна никогда не будет продана. "Мы не должны проиграть нашу долгую борьбу за свободу", - заявил он.
США не впервые проявляют интерес к приобретению Гренландии. Впервые об этом заявил Госдеп при президенте Эндрю Джонсоне в 1867г, но не предпринял никаких официальных действий.
Почти столетие спустя, в 1946г президент Гарри С. Трумэн предложил Дании $ 100 млн за Гренландию, признав после Второй мировой войны её стратегическую ценность. Трумэн также рассматривал возможность обмена части Аляски на Гренландию, но сделка так и не состоялась.
Надо полагать, что Гренландия может и хотела бы иметь тесные связи с США. Однако не стоит рассчитывать на то, что Гренландия в ближайшее время станет частью Америки.
У Трампа будет так много других проблем, над которыми ему придётся работать, что вопрос Гренландии, вероятно, быстро отойдёт на второй план.
Очевидно, что 2025г станет очень важным годом не только для США, но и для всего мира.
Решения, которые Трамп примет в ближайшие месяцы, будут иметь огромные последствия для всех.
pretty