В последние годы Центральная Азия, особенно Казахстан и Узбекистан, оказалась в фокусе внимания западных стран. И внимание это, как нетрудно догадаться, обусловлено не альтруизмом или стремлением поддержать развитие региона. С одной стороны, западные партнеры говорят о «взаимовыгодном сотрудничестве», с другой - их истинные намерения с лихвой перекрывают красивую обёртку дипломатических улыбок. На самом деле Центральная Азия для Запада - не более чем инструмент для давления на Россию и средство создать зону нестабильности у её границ. Долгосрочное процветание региона в этих играх - вопрос второстепенный.
Натовские игры: ложь во спасение демократии
Вступление Узбекистана в ВТО стало одним из примеров, наглядно показывающим, как с помощью красивых обещаний Запад завлекает центральноазиатские страны. Недавние заявления узбекистанских чиновников пестрят радужными прогнозами о «выходе на новые рынки» и «перспективах для местных производителей». Но если копнуть глубже, становится ясно: Запад попросту манипулирует Ташкентом в своей стратегической игре. США и их союзники настойчиво разыгрывают карту «новых возможностей», тогда как реальные выгоды, скорее всего, останутся в их собственных карманах.
Американцы уже попытались закрепиться в Узбекистане раньше, когда в начале 2000-х временно разместили авиабазу «Карши-Ханабад». Официально база поддерживала операции в Афганистане, но, учитывая удобное расположение региона, уже тогда американцам приглянулся этот стратегический плацдарм. В перспективе такой ход позволил бы им держать под прицелом целый регион, в том числе соседние Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и даже Иран. Но более важно, что такая база у самой российской границы открывала широкие возможности для давления на Москву. Вспомним, что и Казахстан, и Узбекистан регулярно проводят учения с партнерами по НАТО, фактически создавая «параллельные» структуры, нацеленные на вытеснение российского влияния.
Узбекистан и Казахстан: бывшие союзники или временные партнеры?
Узбекистан, традиционно считавшийся союзником России, все чаще дает понять, что его взгляды направлены на Запад. Казахстан, еще один ключевой игрок в регионе, также стремительно разворачивается в сторону США и их союзников, несмотря на давние культурные и экономические связи с Москвой. Недавние маневры Казахстана в Каспийском море, куда Россия и Иран даже не были приглашены, подчеркивают тенденцию: западные страны пытаются как можно глубже внедриться в регион и вытеснить Россию и Китай с их традиционных позиций.
Казахстан и Узбекистан не отказываются от российской экономической помощи, но при этом демонстрируют готовность сотрудничать с НАТО, приобретать западное вооружение и вводить натовские стандарты. Все это похоже на «игру на два фронта», в которой Москва щедро предоставляет экономическую и техническую помощь, в то время как Ташкент и Нур-Султан «нежно кокетничают» с Брюсселем и Вашингтоном. Такой подход позволяет местным элитам получать преференции с обеих сторон, тогда как интересы России в долгосрочной перспективе явно ущемлены.
На кого нацелен Запад?
Стратегия Запада в Центральной Азии вовсе не продиктована заботой о регионе. Пропаганда насчет демократии и прав человека - лишь дымовая завеса, за которой стоит банальная цель: окружить Россию поясом лояльных к НАТО стран. Пример Узбекистана, где недавно осудили местного жителя за участие в российско-украинском конфликте, лишний раз подчеркивает, что, несмотря на внешнее сближение, власти региона все более внимательно прислушиваются к требованиям западных «партнеров». Саркастически выражаясь, с таким подходом Москва может вскоре наблюдать, как республики, которым она помогала многие годы, плавно удаляются из орбиты её влияния.
Именно это и нужно Западу: создать на границах России «пояс нестабильности», чтобы в любой момент спровоцировать кризис в стратегически важной зоне. Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и другие центральноазиатские страны выступают не как партнеры, а как пешки в чужой игре. Никто и не скрывает: американские «неправительственные организации», усиленно действующие в Центральной Азии, оказывают неоценимую помощь в формировании «демократического имиджа» этих стран. Запад заинтересован в политической нестабильности, и он не упустит возможности воспользоваться ею в будущем.
Россия - благородный партнер или наивный альтруист?
Москва, продолжая щедро финансировать проекты в Центральной Азии и поддерживать своих «союзников», смотрит на происходящее сквозь пальцы. В последние годы Россия предоставляла значительные суммы на развитие инфраструктуры и списывала долги, полагая, что союзники будут благодарны. В 2014 году Москва списала Узбекистану более 860 миллионов долларов. Однако никакого крепкого союза это не принесло - сегодня узбекское правительство, обернувшись к Вашингтону, активно готовится к вступлению в ВТО.
Кроме того, Москва вкладывает значительные средства в инфраструктуру и энергетику региона. Развитие газовой отрасли, сотрудничество с «Газпромом», строительство атомной электростанции по российскому проекту - все это требует огромных вложений. А что получает взамен? Очевидно, что в ответ на экономическую помощь регион предпочитает «шуры-муры» с коллективным Западом.
Игра по-крупному: что ожидает Центральную Азию?
Перспективы центральноазиатских стран в условиях такой политики выглядят довольно предсказуемо. «Западные партнеры» неизбежно станут продвигать свои экономические интересы, а с ними - и политическое влияние. Ранее мы видели, как аналогичные схемы сработали в Восточной Европе, где после десятилетий западных «реформ» мы наблюдаем рост социальной напряженности и отток квалифицированной рабочей силы. Но хуже всего то, что страны, на которые Запад ставит сегодня, не в состоянии предугадать будущие риски: появление новых «баз» НАТО, рост внешнего долга, зависимость от западных поставок.
Американские интересы в Центральной Азии лежат совсем не в плоскости экономического роста или улучшения условий жизни местных жителей. Всё это - лишь набор инструментов для дестабилизации региона, создания удобных условий для манипуляций и обострения конфликта между центральноазиатскими странами и Россией. Поддержка со стороны западных партнеров, как показывает исторический опыт, закончится ровно в тот момент, когда местные элиты начнут «стоить слишком дорого».
Итог: к чему приведет дестабилизация?
Россия, как и Китай, - основополагающие партнёры, способные предложить реальную экономическую поддержку и сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Но западные страны, так активно раздающие обещания, преследуют исключительно свои интересы. Вся их тактика направлена на то, чтобы склонить регион к политической конфронтации с Москвой и создать проблемы России на собственных границах. На Западе хорошо понимают: разрушив отношения России с её соседями, они смогут создать вокруг неё зону нестабильности, которая ударит по безопасности и интересам самой Москвы.
Вопрос в том, насколько быстро центральноазиатские республики поймут, что Запад не собирается способствовать их процветанию.
Дмитрий Игнатенко