Эркин Корай в 70-е годы

Dec 17, 2008 18:41

(Немного сокращенная версия поста из моего журнала).
70-е годы - лучший период в творчестве Эркина Корая, период экспериментов в совершенно разных жанрах. Именно в это время он записывал песни, которые и сейчас знают в Турции практически все, даже те, кто рок-музыкой не интересуется. Но путь Корая отнюдь не был усыпан розами. Играть рок в Турции было непросто и в 70-е годы.




Первая часть рассказа, напомню, заканчивалась на том, что Корай вместе со своей «Супергруппой» записал сверхпопулярный сингл Yağmur/Aşka İnanmıyorum. На стороне В, кстати, впервые был использован изобретенный Кораем электросаз. (Теперь эти электросазы продаются в любом турецком музыкальном магазине, но Кораю, конечно, не пришло в голову запатентовать свое изобретение, так что никаких доходов он с него не получил).
В том же 1971 году Корай ненадолго съездил во Францию, где, в частности, встречался (в Канне) с Джоном Ленноном. И даже, как гласит легенда, два часа играл ему свои песни.





Он распустил «Супергруппу» и собрал группу Ter («Пот»), в которую вошел гитарист Айдын Чакуш из Bunalım. Таким образом, в одной группе оказалось сразу два ярких гитариста. Что еще интереснее, на записанном Ter сингле (единственном) на электрогитаре играет именно Чакуш, а Корай - на акустической ритм-гитаре. Песня на стороне А, Hor Görme Garibi («Не презирай несчастного») - сочинение Орхана Генджебая, знаменитого турецкого автора-исполнителя, киноактера и мастера игры на сазе. И вот его вполне традиционно-турецкую песню Корай и Чакуш превратили в яростный выплеск рок-н-ролльной энергии. Гитарная бескомпромиссность Чакуша здесь просто зашаливает. В то же время Корай поет тихо, едва ли не нежно. Возможно, этим контрастом музыканты хотели выразить противоречие между словами лирического героя и пожаром, бушующим в его душе. (Содержание песни вкратце таково: «Я не виноват, что полюбил тебя; сердце не слушает приказов. Ладно, пусть ты меня не любишь - но хотя бы не презирай!»)


Для меня эта песня - одна из центральных в турецкой рок-музыке (хотя и не относится к трем самым-самым любимым мною кораевским произведениям) - именно как эталон сочетания «турецкости» и «рок-н-ролльности».
Если кому интересно, можете послушать и оригинал Орхана Генджебая, записанный в 1967 году.


Сингл провалился. Боссы компании Istanbul, которым запись с самого начала показалась чересчур авангардной, отказались издавать дальнейшие творения группы, и она распалась. Чакуш уехал в США, где живет и по сей день.
Корай же остался и в следующем, 1973 году записал сольный сингл Mesafeler/Silinmeyen Hatıralar. Сторона А снова была далека от традиционного формата поп-песни, разве что звук был чище. А так - настоящая психоделия.


Обложка у сингла тоже была хороша :)




Песня на стороне В не менее замечательна, чем на стороне А, но не могу же я выкладывать отдельно каждую песню. Так что советую скачать полное собрание сочинений Корая 70-х (ссылки - в конце поста).
Тем временем фирма Istanbul, видимо, желая загладить провал Hor görme garibi, поспешила издать первый «альбом» Корая - а на самом деле просто сборник его хитовых синглов 60-х годов (Erkin Koray 1). Причем разрешения на издание у автора не спросили. Это переполнило чашу его терпения, и он порвал отношения с Istanbul’ом.
Бесхозным, впрочем, он оставался недолго - компания Doğan предложила ему контракт, предусматривающий запись полноценного студийного альбома с совершенно новым материалом. И Корай воспользовался представившимся шансом сполна. Альбом Elektronik Türküler («Электронные Тюркю», тюркю - турецкие народные песни) - один из главных альбомов турецкого рока и лучший, на мой взгляд, альбом Корая. Первая песня с него открывала сегодняшний рассказ. А вот и второй трек - инструментал Sır, «Тайна».


Завершает альбом грандиозная композиция, названная просто Türkü. Автор ее - не Корай. Слова принадлежат Назыму Хикмету, на музыку их положил Рухи Су (это совсем не рок-н-ролльщик, человек предыдущего поколения). Впрочем, у Корая от варианта Рухи Су осталось немного. Получился у него, на мой взгляд, турецкий эквивалент When The Music’s Over - именно эквивалент, потому что музыкально ничего общего, конечно, нет. И главный инструмент здесь - не клавиши и не гитара, а турецкий духовой инструмент зурна. (Помните, у Гумилева: "Да, я знаю - я Вам не пара,// Я пришел из другой страны,// И мне нравится не гитара, // А дикарский напев зурны." Впрочем, как справедливо заметил dal_martin, «Николай Степанович не слышал, видимо, правильного сочетания зурны с гитарой»). А голос Корая тут совершенно гипнотический.


Оригинал Рухи Су можно послушать здесь: http://www.youtube.com/watch?v=l6RO4LCM9nU

1974 год вообще вышел у Корая ударным. Кроме альбома были записаны три сингла, два из которых стали его «визитными карточками», о которых я говорил в начале поста. Если спросить среднестатистического турка, кто такой Эркин Корай, он скажет: а, это тот, кто написал Şaşkın, Fesuphanallah, Estarabim и Çöpçüler. О последней песне речь пойдет в следующей части рассказа, а первую послушаем уже сейчас.


Не правда ли, не очень похоже на рок-н-ролл? :) На самом деле мелодия этой песни - ливанская народная, называется Ala Ain Moulayiteen. И здесь мы подходим к новой важной странице творчества Корая. Раньше источником его вдохновения была западный рок и турецкая народная музыка; теперь же он обратился к Востоку. Да, есть страны и повосточнее Турции - в частности, арабские и Индия. Так что Корай повторил путь некоторых западных музыкантов, заинтересовавшихся восточной музыкой. Кажется, и здесь он был первым в Турции - или, во всяком случае, одним из первых. Как раз со второй половины 70-х годов в Турции появляется и начинает стремительно набирать популярность стиль арабеск - поп-музыка с арабской мелодикой. Исполняют арабеск обычно импозантные усатые мужчины в костюмах, а поют они, как правило, душераздирающие тексты о несчастной любви (самый известные примеры - вездесущий Ибрахим Татлысес и тот же Орхан Генджебай). Так вот, недоброжелатели порой говорят, что Корай, мол, никакой не рокер, а arabeskçi, «арабесочник». Некто Асрын, рок-музыкант, популярный в 90-е (а сейчас, кажется, уже вполне забытый), у которого с Кораем вышел конфликт, о причинах которого сейчас не буду распространяться, говорил: «Корай? А что он такого сделал великого? Нашел в Саудовской Аравии три песни, перепел их - и тем прославился». Так вот, я (как и 99% турецких любителей рок-музыки) с такой точкой зрения совершенно не согласен. Имеющий уши да слышит: даже в самых «арабских» своих песнях Корай не теряет рок-н-ролльного нерва.
Fesuphanallah («Ох, господи!»)


Не говоря уже о том, что и от собственно рок-звучания он отнюдь не думал отказываться. Вот, послушайте, тот же 1974 год, Krallar («Короли»).


Как известно, Корай первым в Турции стал играть рок-н-ролл, первым отрастил длинные волосы - и он же первым стал экспериментировать со сценическим гримом. Вот, например, какая фотография украшала обложку сингла Fesuphanallah/Komşu Kızı:




В том же году был записан один концерт Корая (известный под названием Live in Nazilli), по которому видно, что вживую он играл по прежнему весьма жестко. Увы, качество записи бутлежное, вокал почти не слышно. Но я все равно дам ссылку в конце поста. И все же одна приличная концертная запись 74 года у меня есть, вот она:


В конце концов Корая даже пригласили на телевидение. Там, конечно, запись шла под фонограмму, как тогда было принято на телевидении (и не только в Турции). Но исторический документ интересный. В ютьюбе лежит несколько роликов с той записи, я предлагаю посмотреть Cemalım. Это одна из «электронных тюркю».

image Click to view



В 1975 году Корай выпустил всего один сингл Estarabim/Sevince, но зато именно песня со стороны А этого сингла стала его самым главным хитом за всю карьеру.


Текст довольно простенький:
Много я краев объездил,
Чего только я не видел,
Но нигде на белом свете
Не встречал такой, как ты!
И далее в том же духе. Однако с заглавием не так все просто. В словаре слова estarabim нет. Я (давным-давно еще) спросил одного из наших преподавателей-аксакалов, что бы это могло значить, и он дал версию, в справедливости которой я лично не сомневаюсь - estarabim это ıstırabım в анатолийском диалектном произношении. Этак по-деревенски. А ıstırabım означает "мучение мое". Но! Я однажды зашел на форум турецких любителей рока и увидел целую дискуссию о том, что же такое "эстарабим". Самые популярные версии были такие: 1) это слово ничего не означает, типа "тра-ля-ля". 2) Кто-то слышал от одного своего товарища, которому говорил кто-то, знающий курдский язык, что по-курдски это якобы означает "я к тебе приду". Удивительно, но "моей" версии не прозвучало вообще. Может быть, это все были безнадежно остамбуленно-проанкаренные турки, никогда не слышавшие, как говорят в провинции? Или все же моя версия в корне неверна?
C сингла Arap Saçı/Tımbıllı (1976) послушаем сторону В, ибо песня на стороне А, опять-таки очень популярная - продолжение изысканий в области восточной музыки. А вот сторона В - классический пример «анатолийского рока». Это обработка турецкой народной песни.


Следующий сингл, записанный в том же 76 году, сильно выбивается из всех направлений, разрабатывавшихся Кораем. Песня Gönül Salıncağı («Качели сердца») - вряд ли рок, скорее в голову приходит слово «эстрада». Но все равно я эту песню очень-очень люблю. Она удивительно светлая и позитивная.


В 1976 году компания Doğan издала все синглы, записанные для нее Кораем (кроме Krallar/Dost Acı Söyler, самого хард-рокового) в виде альбома, незамысловато назвав его Erkin Koray-2. При этом, не научившись на ошибках конкурентов, тоже забыла спросить у Корая разрешения. Следующий сингл, Cumbur Cemaat/Sevdiğim он уже записал для компании Kervan.
А вот уже сингл 1977 года, сторона В - Hadi Hadi Oradan


В 77 году Корай записал свой второй (а по дискографии - четвертый) альбом Erkin Koray Tutkusu (что-то вроде «Страстное желание Эркина Корая», причем грамматическая конструкция намекает на то, что не столько «он желает», сколько «его желают»). Альбом получился вполне жестким, рок-н-ролльным. Арабских влияний здесь нет, обработок народных песен - тоже. Зато снова есть психоделические инструменталы и - впервые с 1965 года - две песни Корай поет на английском. Я уже замечал в прошлом рассказе, что у него совершенно меняется голос, когда он поет по-английски. Вот еще один пример.


На первую песню с альбома даже сняли забавный клип на природе. Обратите внимание на гитару: ее же можно было видеть на предыдущей видеозаписи, на ней Корай играет на концертах до сих пор (но не все песни). Это его любимая гитара, очень редкая и дорогая (сам я в гитарах не разбираюсь, но так пишут в инете). Корай хочет, чтобы, когда он умрет, ее положили вместе с ним в могилу.

image Click to view


Вот на такой бодрой ноте, как оказалось, Эркин Корай простился с 70-ми. В том же году он уехал из Турции, планируя, по всей видимости, начать европейскую карьеру (этим, возможно, объясняется и наличие двух английских песен на альбоме). (По другим сведениям, он уже с 1974 года бывал в Турции только наездами). В Турции царил хаос, страна была на пороге гражданской войны, людям было не до музыки. (По крайней мере, не до той музыки, которую играл Корай. Однажды в середине 70-х журналист в интервью спросил его: «Мы все знаем, что Джем Караджа - слева, Барыш Манчо - справа (имеются в виду политические убеждения). А вы где?» Корай взглянул на небо и ответил: «А я - наверху»).
С европейской карьерой, очевидно, не заладилось (у меня, правда, нет никаких сведений о том, какие предпринимались попытки в этом направлении), но в Турцию Корай вернулся не скоро. Он пустился в странствия по миру, побывал в Иране, Индии, Непале, ЮАР, Канаде, жил же по большей части в Германии. В Турции он снова появился в 1982 году, уже после военного переворота 1980 года. Тогда же впервые с 1977 стал записывать музыку. Но это уже совсем другая история.
Продолжение следует.

ССЫЛКИ:
Electronic Türküler
http://rapidshare.com/files/59444802/Erkin.Koray.Elektronik.Turkuler.rar.html (пароль для разархивирования - www.wtmuzik.us)

Erkin Koray Tutkusu
http://rapidshare.com/files/59335222/Erkin.Koray.Erkin.Koray.Tutkusu.rar.html (пароль для разархивирования - www.wtmuzik.us)

Все синглы с 72 по 77 годы (без пароля)
http://rapidshare.com/files/174240984/Singles.rar.html

Live in Nazilli (качество, увы, оставляет желать лучшего)
http://rapidshare.com/files/59451028/Erkin.Koray.Live.in.Nazilli.rar.html (пароль для разархивирования - www.wtmuzik.us)
Previous post Next post
Up