Из поездок по Семиречью. Илийский край, северо-запад
Apr 23, 2018 20:16
Есть в казахстанском Семиречье один интересный край. Интересен он не только тем, что за последние два века успел побывать в составе трех, а не, как остальная часть области, двух государств, но еще и тем, что там можно более наглядно проследить то, как на конкретной территории один народ сменяется другим. Там же находятся и наиболее старые оседлые населенные пункты Алматинской области. Расположен этот край на юго-востоке, в приграничье с Китаем. Казахстану эта земля досталась после развала Союза, а в состав Российской Империи вошла в 1881 году по результатам Петербургского договора. Речь идет о части бывшей китайской провинции, известной в русских источниках как Верхне-илийский или просто Илийский край. Название это сейчас, кажется, никем уже не используется, да и единый географически регион, будучи более века разделен между двумя государствами, стал отличаться в культурном и языковом плане. История у региона интересная и насыщенная, но знакомиться с ней, думаю, лучше из специализированных источников. [Spoiler (click to open)]Более подробно узнать о географии, климате и истории можно в первой части труда подполковника русской императорской армии Дмитрия Яковлевича Федорова "Опыт военно-статического описания Илийского края". Прочесть о населении, политических и экономических аспектах его жизни в конце позапрошлого века можно во второй части этого труда. Часть этого труда уже выложил Михаил. О том, как этот край оказался в составе России, кроме указанного труда, можно прочесть в первых главах второго тома “Истории завоевания Средней Азии” Терентьева. Описание одного из эпизодов предшествовавших занятию Кульджи есть в мемуарах В.В. Верещагина, их я выкладывал ранее. Здесь я ограничусь как можно более краткой информацией. Илийский край - территория бассейна верховий реки - Или и ее наиболее крупных притоков - Кунгеса, Текеса и Каша, окруженная хребтами Тянь-Шаня. Сейчас он находится на западе СУАР КНР и востоке Алматинской области РК. Территория эта была заселена издревле и о смене населения можно судить по китайским летописям. Не вдаваясь в подробности, лишь перечислю народы жившие здесь за последние 2500 лет, начиная с раннего: Сэ (они же саки, они же скифы), юэ-чжи, усуни, хунны, тюркуты, дулаты, карлуки, караханиды, каракидани, найманы, монголы (они же ойраты, калмыки, джунгары), казахи, опять монголы. В 1758 году китайцы под властью маньчжур вырезают монголов по всей Джунгарии и заселяют край китайцами и дунганами из северо-центрального Китая, уйгурами из Алтышара, а так же солонами, даурами и сибо из Маньчжурии. В 1861 году уйгуры и дунгане поднимают очередной мусульманский мятеж в крае, вырезают китайцев и маньчжур и выходят из под власти Китая, образуя Илийский султанат. Тут же ссорятся с соседней Россией и она в 1871 году завоевывает этот край. Через 10 лет отдает эту землю назад Китаю, но границу, к 1871 году шедшую по реке Борохудзир, переносит на 50 километров восточнее, на реку Хоргос. Изначально в Петербурге планировали заселить эти новоприобретенные территории русскими колонистами и казаками, но почти сразу же меняют свои планы и размещают там часть уйгур ушедших из оставшейся части провинции в след за русскими войсками. С тех пор наша часть Илийского края была населена по преимуществу тремя народами - казахами, уйгурами (потомками 10 тыс.переселенных из Алтышара в 1758 году, а точнее 45 тыс. ушедших с русскими в 1881 году) и русскими, так же в небольшом количестве дунганами и татарами. Процентный состав населения за последние 100-130 лет не особо то и изменился: 66,6%; 24,6%; 4,6% на 1897 год и 71,5%; 26%; 2,5% (около 6 тыс человек) в 2009 году. Всего население казахстанской части Илийского края составляет сейчас около 250 тысяч. Мне, по понятным причинам, более интересно оставшееся русское население и его наследие. Если разделить край относительно реки, то на левобережье русского населения почти нет, около 70-150 человек. Переселенческие крестьянские села, появившиеся там 1910-1915 годах, были сожжены во время восстания 1916 года, а два выселка расказачены после гражданской. Похоже, что последние очаги христианства в этой части края добили большевики. Часовню на могиле расстрелянного ими в 1918 году священника, как говорят, уже во время войны разобрали на дрова уйгуры, сменившие в этом выселке русских. Люди различных конфессий здесь проживали издревле поэтому и религиозные расправы иногда случались. Из того, что знакомо мне - в том же 1916-м году вместе с православным переселенческим приходом были вырезаны и несколько семей баптистов поселившихся неподалеку.
Развалины китайской кумирни. Аккент. В.В. Верещагин. (Аккент находится между Жаркентом и Хоргосом)
В предыдущий мусульманский мятеж, в 1860-е, теми же казахами рода атбан, уйгурами и киргизами-богинцами, кроме китайских кумирен, был сожжен и разграблен, кажется, последний действующий буддийский монастырь на территории современного Казахстана, который находился на реке Сумбе, хребта Кетмень. В 1339 году были вырезаны католические священники и разрушен их храм, находящийся в Алмалыке, правда на следующий год храм был вновь отстроен. Алмалык - столица улуса Чагатая, он стоял на берегу реки Хоргос, с нынешней китайской стороны, напротив современного нашего аула Алмалы. Веком ранее, перед вхождением края в состав Монгольской Империи, здесь были гонения уже на мусульман, из-за определенных политических причин. Можно еще упомянуть и о несторианских надгробиях с тюркскими надписями, которые наши исследователи находили здесь в конце позапрошлого века, а китайские археологи в середине прошлого. Так что с различными религиями здесь, как и с народами, тоже все насыщено и тесно перемешано. А вообще, сейчас там очень красивый и относительно малолюдный край, надеюсь, еще будет возможность его посетить. На правом берегу наша часть Илийского края ограничивается реками Борохудзир, Хоргос, Или и хребтом Боро-Хоро. К слову сказать, все эти четыре названия не казахские, а монгольские или маньджурские с русским произношением. В казахском варианте реки звучат как Қорғас, Іле и Бұракоджир, кажется. Хребет же большинство зовет Джунгарским на русский манер, или Жетысуйским на казахский, но это не верно, Джунгарский хребет отделен от Боро-Хоро ущельем реки Коксу. Из русских поселений на 1917 год тут были: одна станица - Голубевская (1872г.), два выселка - Хоргос (1882г.) и Николаевский (1888г.), а так же пять крестьянских сел - Смирновское (1910г.), Восторговское (1910г), Воздвиженское (1912г.), Кутузовское (1912г) и Лесное (1912г), ну и уездный город со смешанным населением - Жаркент (1882г.). Голубевская, как и большинство семиреченских станиц после гражданской, была переименована. В 1921-м году она получила тюркское название Коктал (Зеленая верба), а не Борохудзир, которым она была изначально. Это самое первое поселение русских - сибирских казаков и крестьян записанных в казаки. Выселки, основанные сибирцами, так же были переименованы. Не знаю чем руководствовались, но Хоргос был назван Баскунчи (оно скорее всего искаженное от тюркского босқыншы - беженец), а Николаевский в Хоргос. Из-за этого может быть путаница, изначальный Хоргос - при выходе реки из гор, а не там где сейчас - у пересечении реки и дороги на Кульджу. От трех сел уже ничего не осталось. Восторговское (44.463295N, 79.940423E), переименованное в 20-е годы в Бурхан, было упразднено между 1954 и 1960-м годом. Кутузовское (44.46657N, 80.074683E), переименованное в 20-е годы в Тышкан, и Смирновское (43.857604N, 80.506783E) упразднены в 90-е годы. Бурхан и Тышкан располагались при выходе одноименных рек из хребта Боро-хоро в долину, а вот Смирновка при впадении Хоргоса в Или. На месте последней сейчас одноименная пограничная застава находится. Воздвиженское (44.385681N, 80.150972E), так же переименованное по названию реки в 20-е годы в Чижин (ныне Шижин), находится севернее трассы Жаркент-Хоргос. Население составляет около 500 человек.
В Коктале, Жаркенте и Лесном я побывал, расскажу о том, что увидел в следующий раз.