Cherchez la femme по-сибирски

Aug 10, 2017 07:18



В поисках одной из книг верненского краеведа Владислава Ефимовича Незвецкого, наткнулся на другую его работу вышедшею в Верном в 1905 году, а именно памятную книжку и адрес-календарь Семиреченской области на 1905 год. При беглом знакомстве с работой, кроме всего прочего интересного, наткнулся на вот такую вот запись в главе "Летопись главнейших событий в истории Семиречья" за 1825 год:

Ввиду недостатка женщин в Западной Сибири, Сенатским указом 11 февраля разрешено покупать и обменивать у кочевников девочек.
Купленных девочек предписывалось, окрестив в православную веру, размещать по семействам, в женском поле нуждающимся, с выдачей хлебного и денежного жалования до 15-ти летнего возраста. В отношении выхода в замужество, таким девочкам предоставлена полная свобода.
Для лучшего успеха этой меры разрешалось выдавать денежные награды тем, кто будет приобретать девочек у кочевников с отнесением таких расходов на счет земских повинностей, «яко издержки для общественной пользы потребные».
8-го октября воспрещено приобретать невольников из киргиз-кайсаков.

Проблема недостатка женщин на чужбине не нова вобщем-то и о том как ее решали на территории современного Казахстана можно прочесть например у konst_ranet в статье "Суровые россияне. XVIII век" или у rus_turk в отрывке из мемуаров Семенова " Беглецы". Но там идет речь либо о воровстве, зачастую с согласия воруемых, у соседей, либо вообще о выкупе через калым по местным обычаям.[Spoiler (click to open)]
Еще один способ увеличения числа женщин описан, кажется, у Северцева, он относится уже к началу второй половины XIX века и к моим родным местам. В частности там описаны различия в казачьих поселениях составленных из казаков, где одна женщина приходилась на 3-4 мужчин, как например современная Алмата, и поселениях российских или сибирских крестьян записанных в казачье сословие но прибывших на место уже со своими семьями, это нынешние города Иссык и Талгар. Конечно, здесь изначально подобные действия были направлены на решение других задач, но попутно удачно решалась и проблема с нехваткой женщин.
А вот описанный способ, уже четверый по счету, примечателен тем, что исходил от правительства и был законодательно урегулирован, хоть и не надолго.

Как частный вариант, наверное, можно назвать еще и пятый - военная добыча и речь будет идти не о таких уж и далеких временах. Из того, что я могу вспомнить, это продажа китаянок узбекам в современной Алмате в начале 60-х годов позапрошлого века. Торговали ими казахи добывшие их во время совместных с уйгурами и дунганами набегов на китайские населенные пункты Илийского края во время дунганского восстания. Можно еще вспомнить 1860 год, когда жены офицеров Верненского гарнизона, по донесениям разведки, были уже распределены между узбекскими и казахскими вожаками планировавшегося нападения на Алматы. Но этот пример не полный, так как нападение русскими было с успехом отбито, а добычей стала, насколько я помню, только одна девушка, проданная потом в Кашгар богатому купцу. Еще один пример , совсем уже недавний, - восстание 1916 года, но он тоже неудачный, так как китайцы опасаясь осложнения отнощений с Россией, запретили казахам и киргизам пересекать границу с русскими пленными, и те были перебиты на горных перевалах Тянь-Шаня (о них правда сейчас никто не вспоминает).
К слову сказать, наши казаки (сибирские тогда еще, конечно же)  не так уж и сильно отставали от кочевников в этом деле до поры, до времени. В заключении приведу отрывок из работы М.А. Терентьева "История завоевания Средней Азии".

"Живя набегами, казаки промышляли главным образом торговлей пленными. В то время и до конца прошлого столетия казаки были такими же поставщиками рабов, как потом были туркмены. Грабежи караванов, нападения на перекочевку чужого рода и, наконец, налеты на оседлое население соседних государств - были делом весьма обыкновенным. Русские деревни часто не досчитывались того или другого хозяина: казаки рыскали, как хищные волки, отхватывая неосторожно отдалившуюся от стада овцу. Русских пленных продавали в Туркестан и, наоборот, туркестанцев сбывали в Ямышеве и в креп. Св. Петра. Времена смут в Средней. Азии, каковы войны джунгарская, каракалпакская, набеги Аблая, движете калмыков в 1771 году из России в Китай и т. п., - выражались обыкновенно переполнением наших укреплений продажными рабами. Цена их в это время значительно понижалась: так, в 1757 году после разгрома Джунгарии „холопы" продавались по 12 р. или выменивались: па мерина с придачею от 1 р. до 6 р., на серый сермяжный зипун, на 5 юфтовых кож (ценою па 7 рубл.), на 5 арш. кроёного сукна, ценою на 5 рублей и т. п. Наши казаки (войсковые) иногда и сами делали набеги на киргизские улусы и выводили „полон". Коменданты, офицеры и чиновники разбирали пленных в услужение и тотчас крестили, потому что правительство крещенных никогда в степь не возвращало. Крещение вводило человека в сословие вечных рабов...
Торговля рабами прекращена в Сибири только Сперанским."

Казаки - казахи, это те же самые люди в тексте, что и киргизы в улусы которых наведывались казаки (строевые).
Казаки (строевые) - казаки, в данном случае сибирские, войсковое сословие, субэтнос русского народа.
Крепость Св.Петра - современный город Петропавловск.

2, история Семиречья, Незвецкий В.Е.

Previous post Next post
Up