Sep 08, 2010 12:50
Изобразительное искусство достигло пределов своих границ в неустанных попытках создать что-то новое, и в результате новое исчерпалось. Нетронутая новизна осталась за пределами двухмерных поверхностей и даже за пределами видеоарта.
Естественной функцией искусства является развлечение, но не только. (Поль Валери: «Назначение живописи неясно».) Искусство осмысляет новые жизненные формы и создаёт новые образы и приёмы представления информации, которые затем используются в рекламе, в телевидении и в кино.
Искусство делится на стилистические эпохи (барокко, ампир), однако нынешнее его состояние его характеризуется тем, что постмодернизм умер, а после него ничего не началось. Стиль - грубо говоря, это набор узнаваемых признаков, свойственным всем произведениям искусства в некоторую эпоху. Стиль проявляет себя во всех продуктах культурной деятельности - в живописи, архитектуре, литературе. Многие мечтают создать новый стиль, но это объективный процесс, связанный со сменой эпох.
В значительной мере развитие стилей искусства связано с технологическими открытиями, которые освобождали искусство от одних функций, но открывали новые возможности. Так фотография открыла дорогу импрессионизму (избавив живопись от необходимости фиксировать точно изображения). Вальтер Беньямин написал целую книгу «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Эта воспроизводимость стала главным в искусстве XX века.
Другой движитель исторических стилей - это смены исторических эпох (революции, конец средневековья) или открытие новых, неведомых прежде культурных пластов (античные раскопки, Африка, примитивное искусство).
Третий - это смена господствующих идей, например переход от рационализма середины XIX века к мистицизму рубежа веков, что привело к возникновению стиля модерн. Более мелкие колебания стиля проявляются в виде моды, в том числе на формы автомобилей. Здесь всегда важна новизна, то есть футурологичность образов. (Милан Кундера: «Быть абсолютно современным - значит быть союзником своих могильщиков».)
Можно предположить несколько вероятных тенденций в искусстве будущего, связанных с созданием новых технологий:
0. Переход на 3D и на компьютерную графику, неотличимую от фотографического изображения. Фактически, поворотным моментом здесь был фильм «Аватар». Теперь оказывается, что не живопись, а именно кино оказывается главной фабрикой форм. 100-милионные бюджеты гарантируют то, что фильмов мало, и люди гораздо больше говорят о фильмах, чем о картинах. Другая тенденция современности - это слияние арт-действия и теракта, например, в акциях группы «Война».
1.Запись снов. Через 10-30 лет технологически станет возможна запись снов человека. Сначала это будут просто экспериментальные записи, потом записи профессиональных сновидцев, решившихся на соответствующие операции по вживлению имплантов, а затем и записи собственных снов. Расцветёт торговля снами и станет возможным просмотр чужих сновидений как своих. Опасность зацикливания на этом как в фильме Вендерса «До самого конца света». Тарковский мечтал записывать свои сны. Можно ожидать «смерть кино» после того, как научатся записывать сны или синтез сна и кино, как сейчас произошёл синтез компьютерной графики и видеозаписи.
Можно ожидать несколько этапов освоения записи снов. Сейчас научились считывать методами томографии или с помощью электродов примитивные изображения из зрительной коры. Но уже придумали новый, более быстрый и точный вид томографии, реагирующий на концентрации нейромедиаторов, а не на кровоток. В результате в начале научатся записывать мутные и чёрно-белые картинки снов. Потом будет эволюция в сторону цвета и объёмности. Но главное в снах - переживания, и даже не столько чувства, сколько особый состояние субъекта во сне - то есть то, что человек считает себя во сне кем-то другим. То есть от записи картинок до точной передачи атмосферы сна - долгий путь. И ещё нужно пройти обратный путь - от записи сна до обратной трансляции его в мозг другого человека.
2.Создание субъектов. Искусство всегда потребляет внимание, поэтому внимание в дефиците. Возникает идея, наоборот, создавать источники внимания, то есть новые существа. Создание ИИ - первый такой шаг, но потом можно создавать существ с чисто эстетическими целями. Но не просто создавать их внешний облик, но и личность, характер, свод мыслей, душу. Это могут быть и компьютерные симуляции, и путь самоапгрейда, и генетическая модификация животных.
3. Прямое создание переживаний. Любые способы влиять на состояние сознания, доступные в прошлом - искусство, музыка, литература, алкоголь, - являются косвенными. То есть предполагается, что анекдот рассмешит, а музыка даст драйв. Но у разных людей эти раздражители вызывают разные переживания, в зависимости от личной истории, устройства мозга и настроения.
Нейроимпланты позволят проектировать переживания напрямую. То есть создать, например, точно дозированную сметь радости, приятного удивления и тонкой печали. Сразу возникнет идея не только создать переживания, но и создать принципиально новые эмоции, которых раньше не было, или которые не использовались в обычной жизни, так как для них не было ситуаций. Подобно тому, как современная живопись отошла от изображения действительности и создаёт невозможные, беспредметные или абсурдные изображения, явно стараясь вызвать несуществовавшие ранее переживания. То есть одновременно с управлением переживаниями будет существовать управление эстетическим развитием субъекта. Это смыкается с созданием субъектов. В результате творец всё больше создаёт сам себя, а не объект творчества. Вообще, любой рисунок - это не только создание изображения на бумаге, но и создание навыка в себе. То есть творец развивает себя каждым актом творения, и здесь мы видим самоусиливающийся процесс, как и в любых предсингулярных процессах.
Искусство будущего также будет существовать в виде огромного количества ниш, в которых сохранятся старые практики, вроде лепки из глины, или в виде узких направлений со своей собственной динамикой, как например наивное искусство, искусство сумасшедших или правополушарное рисование.
Павел Пепперштейн в своё время предложил составить карту стилей искусства будущего в виде выставки в Венском музее, но руководство музея испугалось, как утверждает сам Пепперштейн. В этой схеме предполагалась, например, что будет эпоха созерцания травы, которая будет длится 14 лет. (Пепперштейн: “Мне кажется, что будущее должно занимать каждого».)
Исходя из попыток предсказать будущее искусство в прошлом мы знаем, что самое трудное в предсказании - это стиль. Открытки 1900-х годов изображали личные самолёты, но в стиле ар нуво. Попытки предсказать одежду будущего провалились. Типичный штамп здесь, вроде «летающего автомобиля» - это римские туники.
Что касается литературы, то многие говорят об упадке книги, но успех романа Дэна Брауна «Код да Винчи» свидетельствует в первую очередь о нехватке новых качественных продуктов. Отличительная особенность «Кода» в том, что в нём каждое слово работает на развитие сюжета, в нём нет описаний. Люди не стали меньше читать - просто теперь они читают твиттер и форумы. Современные романы уже пишутся адаптированными под киносценарии, так как продажа сценария - основной заработок для автора. Продукт искусства становится независимым от носителя и в смысле формы выражения. Гарри Поттер - это не роман или фильм, а бренд. Функцию романа успешно заменили сериалы со сложным сюжетом в духе Lost или «доктора Хауса». Конечным итогом будет создание неких миров, которые могут быть описаны в виде игр, фильмов, романов, сериалов, сценариев для снов.
Говорят, что сформировался новый тип мышления - «клиповое мышление». Но мы хотим видеть за этим развитие многозадачности человеческого сознания. Человек способен поставить «на паузу» один процесс, вместе со всеми имеющимися там переживаниями, отработать прерывание, и вернуться к внутреннему опыту.
учебник футурологии