К 50-летию высадки американцев на Луне влиятельный американский журнал Time разродился большой статьей ,посвященной возможному возвращению человека на естественный спутник Земли .
это продолжение ,начало тут
https://turbolunokhod.livejournal.com/1330168.html "Китайское национальное космическое управление (CNSA) застало мир врасплох. КНР не запускала свой первый спутник до 1970 года и на протяжении нескольких десятилетий в вопросах освоения космоса находилась на периферии. Но в 2003 году ситуация начала меняться, когда Китай запустил своего первого тайконавта - китайский эквивалент американского астронавта и российского космонавта. В настоящее время Китай несколько раз отправлял в космос пилотируемые корабли, провел выходы в открытый космос, построил и запустил космическую мини-станцию. Страна также осуществила четыре полета на Луну автоматических аппаратов, наиболее впечатляющий из которых был осуществлен в начале этого года, когда на обратной стороне Луны совершили посадку базовая станция «Чанъе-4» и луноход.
Пекин недвусмысленно высказался о планах страны по созданию на Южном полюсе лунной базы «Чанъэ-4», совершившей посадку в пределах территории, которая была бы Полярным кругом на Земле. CNSA официально не сообщает, будет ли на будущей базе находиться экипаж или это будет автоматический аппарат, но совсем недавно, в 2017 году, официальное государственное информационное агентство «Синьхуа» (Xinhua), ссылаясь на слова первого тайконавта страны Ян Ливэя (Yang Liwei), сообщило, что Китай действительно «строит планы по осуществлению пилотируемого полета с высадкой на Луне». Для Китая Ян является тем же, что и Нил Армстронг для США и Юрий Гагарин для России, и если бы он говорил необдуманно, Пекин, конечно же, не позволил бы столь влиятельному человеку говорить, не опровергнув его слова.
Но некоторые наблюдатели на Западе настроены скептически. «Когда дело касается китайской космической программы, единственное, чему мы можем доверять, это периодически выходящим официальным информационным документам и докладам на партийных съездах, - говорит Дин Чэн (Dean Cheng), специалист по вопросам китайской политики и безопасности, старший научный сотрудник вашингтонского стратегического исследовательского центра «Эритэйдж фаундэйшн» (Heritage Foundation). - В их последнем информационном документе, вышедшем в 2016 году, о программе пилотируемых полетов на Луну ничего не говорилось».
Китай ничего не говорит и о своих космических расходах - или ничего такого, чему можно было бы поверить хотя бы отчасти. Сумма годового бюджета CNSA, которую чаще всего называют в прессе, составляет восемь миллиардов долларов или около 40% от 20 миллиардов долларов, запланированных для НАСА. Но большинство экспертов не принимают эту цифру всерьез, считая ее почти смехотворной. «Космическая программа [Китая] заложена в его оборонный бюджет, - говорит Чэн. - Обычно называют сумму оборонного бюджета, составляющую примерно 250 миллиардов долларов. Это удобная ложь, которая всех устраивает». По правде говоря, говорит он, Китай, вероятно, тратит гораздо больше как на оборону, так и на космос, и свидетельством этого является инфраструктура: «Если они в состоянии иметь в распоряжении четыре разных стартовых площадки и две государственные корпорации [связанные с космосом], на которых работают 90 тысяч человек, и если они тратят на это восемь миллиардов долларов, мы должны просто угомониться и замолчать».
НАСА, для сравнения, обходится относительными скромными суммами. Финансирование агентства достигло пика в 1966 году, составив чуть более 5,9 миллиарда долларов, что эквивалентно 47 миллиардам по курсу 2019 года, что в два с лишним раза больше, чем НАСА получает сегодня. После того, как Пенс озвучил цель возвращения на Луну к 2024 году, администрация Трампа запросила дополнительные расходы в размере 1,6 миллиарда долларов, но Конгресс эту сумму пока не одобрил. Но даже если бы и одобрил, все равно это было бы гораздо меньше тех пяти миллиардов долларов ежегодных дотаций, которые, по мнению многих инсайдеров, необходимы для того, чтобы совершить посадку на Луну в 2024 году. Но попросту нет общественной поддержки такого обязательства финансирования. «При увеличении финансирования мы могли бы летать чаще, если бы страна хотела летать чаще», - говорит руководитель программы «Орион» Марк Кирасич (Mark Kirasich).
Но если Китай лидирует в вопросах финансирования и правительственных обязательствах, то в области ракетной техники он, по всей видимости, значительно отстает от США. Полет на Луну начинается с того, чтобы найти способ, позволяющий заставить очень тяжелую технику двигаться с очень большой скоростью. Орбитальный аппарат эпохи «Аполлона» и лунный спускаемый аппарат вместе весили порядка 44 тонн. Для этого потребовалось построить огромную ракету-носитель «Сатурн-5» - махину длиной 110,6 метров, двигатели которой вырабатывал тягу 34343 килоньютонов. Для более масштабных миссий XXI века НАСА разрабатывает сверхтяжелые ракеты-носители, развивающие тягу 38720 килоньютонов. Дополнительная мощность является ключом к созданию постоянной инфраструктуры в рамках программы «Артемида» за пределами Земли. План состоит в том, чтобы сначала запустить на окололунную орбиту небольшую космическую станцию «Гейтуэй» (Gateway). Затем экипажи в составе четырех астронавтов должны будут долететь до станции на корабле «Орион», пристыковаться к ней и опустить посадочный модуль на поверхность.
«На этот раз, когда мы отправимся на Луну… это будут продолжительные миссии, - говорит администратор НАСА Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine). - Мы будем учиться жить и работать в другом мире, чтобы в конечном итоге отправиться на Марс». Поначалу полеты на окололунную станцию Gateway в рамках программы «Артемида» будут более сложными и дорогостоящими, чем в рамках программы «Аполлон», но в долгосрочной перспективе они могут стать доступно и более дешевыми. Объясняется это тем, что корабль «Орион» является многоразовым. Таким же будет и модуль для посадки на Луну - во всяком случае, частично. Как и оригинальный лунный модуль, который использовался в рамках программы «Аполлон», новая версия будет представлять собой аппарат, состоящий их двух частей - спускаемой и поднимающейся отделяемой ступеней, расположенных одна на другой. Они опускаются на поверхность Луны вместе, и перед выходом, поднимающаяся отделяемая ступень взлетает вместе с экипажем, а спускаемая ступень остается сзади. Эта поднимающаяся отделяемая ступень может использоваться повторно.
Как и Международная космическая станция, окололунная орбитальная станция Gateway будет расширяемой и иметь несколько узлов для стыковки с модулями международных или частных партнеров, предназначенными для проведения экспериментов и осуществления посадки на Луну. Станция будет перемещаться по так называемой гало-орбите, являющейся почти прямолинейной - ряду эллиптических контуров, которые можно регулировать с помощью относительной регулировки тяги подачей топлива. При этом для посадки и исследования будут доступны все части Луны. Хотите приземлиться на Южном полюсе? Подтолкните свою орбиту в одну сторону. Хотите высадиться на севере? Подвиньте ее в другую сторону. Космический корабль «Аполлон» был ограничен в маневрировании узкими экваториальными орбитами, что ограничивало потенциальные зоны посадки.
Во-первых, космическому агентству необходима своя ракета, и с 2005 года ракеты-носители находятся в разработке в «рваном» режиме, а из-за фиксированного финансирования сроки неоднократно нарушались. Ранее в этом году Счетная палата опубликовала доклад, в котором говорится, что расходы на разработку и производство сверхтяжелой ракеты-носителя (SLS), корабля «Орион» и связанных с ними систем на сегодняшний день составляют около 16 миллиардов долларов, что на 1,8 миллиарда долларов больше, чем планировалось - в основном из-за задержек. Однако теперь НАСА утверждает, что ракета-носитель почти готова, и сроки ввода ее в эксплуатацию весьма впечатляют, поскольку ее первый пилотируемый полет вокруг Луны запланирован на 2023 год.
Маск продвигается еще быстрее. По его словам, корабль Dragon, разработанный компанией «Спейс икс», возможно, будет готов принять на борт экипаж астронавтов и доставить их на МКС в ближайшие полгода. И хотя самая большая ракета компании, Falcon Heavy, не имеет такой тяговой мощности, как сверхтяжелые ракеты носители SLS, имея двигатели, способные развивать тягу в 22240 килоньютонов, она является самой мощной ракетой из тех, что совершают полеты в настоящее время. В конце июня компания «Спейс икс» объявила, что уже в 2021 году она запустит сверхтяжелую ракету Falcon, способную обеспечить тягу в 48038,4 килоньютона, с орбитальным аппаратом «Старшип» (Starship) длиной 55 метров из нержавеющей стали и отсеком, вмещающим 100 пассажиров. Она будет в 17 раз больше Ориона«, в котором могут поместиться от четырех до шести астронавтов. По мнению Маска, именно такие сверхтяжелые ракеты Falcon Super Heavy, а не уже существующие ракеты Falcon, помогут людям оставить в прошлом модель «флагов и следов» эпохи «Аполлона» и приблизиться к тому, чтобы обеспечить более постоянное присутствие на Луне, а затем и на Марсе.
«Мы могли бы повторить миссию "Аполлон-11″, совершив несколько кратковременных полетов [на Falcon Heavy], но повторение сделанного всегда хуже оригинала», - говорит он. Маск уже продал несколько билетов на полет до Луны и обратно на борту будущего корабля японскому миллиардеру и фэшн-дизайнеру Юсаку Миэдзаве (Yusaku Maezawa).
И если Маск не делает секрета из всех своих планов, Безос и компания «Блу ориджин» на данный момент являются более загадочными. Главный офис и завод компании в Кенте, штат Вашингтон, вполне могли бы быть одним из центров оформления и выполнения заказов компании Безоса «Амазон» - хотя и оформлены они не без юмора. В вестибюле стоит вазон, который при ближайшем рассмотрении оказывается ракетным соплом, используемым на реальной ракете. На заводе подвешена огромная модель звездолета «Энтерпрайз» (U.S.S. Enterprise), и подобно огромной скульптуре выставлена на всеобщее обозрение дверь космического корабля из фильма «Звездный крейсер "Галактика"».
Учитывая «родственные связи» с компанией «Амазон», «Блу ориджин» в ближайшее время не будет испытывать недостатка в финансировании. Но космические программы чрезвычайно дороги, и капитал «сжигается» еще до того, как появляется возможность вернуть часть этих денег за счет платежеспособных клиентов, и число престижных перевозок не превышает числа тех, кто может оплатить фрахт. Поэтому, как говорит генеральный директор Боб Смит (Bob Smith), на данный момент «нет никаких сомнений в том, что наша работа в компании на данном этапе ее существования должна представлять собой самоокупающийся бизнес». Основная цель компании - стать поставщиком услуг по запуску ракет, как компания «Спейс Икс», а затем начать осуществлять полеты в космос с платежеспособными клиентами-пассажирами.
Созданная компанией «Блу ориджин» ракета New Shepard, которая, как и большинство космических кораблей компании, названа в честь одного из американских космических героев (в данном случае - в честь Алана Шепарда, первого американского астронавта), является полностью многоразовой. Она предназначена для доставки полезной нагрузки и людей в суборбитальное пространство на несколько минут в условиях невесомости. Может показаться, что это не слишком серьезное занятие: оно почти не дает никаких познаний, и представляет собой престижный показушный отдых для людей с деньгами, которые могут себе это позволить. Но все оборудование, разрабатываемое для корабля New Shepard, также предназначено для использования на гораздо более крупной ракеты, New Glenn которая скоро должна полететь (и которая названа в честь Джона Гленна, первого американского астронавта, совершившего космический полет по орбите Земли), возможно, ракеты New Armstrong (названной в честь Нила Армстронга, первого человека высадившегося на Луне) и, что наиболее важно, для разработанного компанией посадочного модуля Blue Moon для будущего полета на Луну.
Для реализации своей программы «Артемида» НАСА приняла заявки на участие в конкурсе по созданию лунных посадочных модулей от нескольких компаний, но нет никаких сомнений в том, что у компании «Блу Ориджин» есть огромное преимущество. «Мы не знаем, что есть у всех остальных компаний, пока они не представят все свои наработки, - говорит Смит. - Но мы уже давно над этим работаем. Мы наладили очень хорошие связи с НАСА… по вопросу, касающегося того, что мы думаем о том, как мы вернемся на Луну к 2024 году».
Что касается Китая, независимо от того, каковы его цели, в своих грандиозных планах по осуществлению пилотируемых полетов в глубокий космос страна во многом делает ставку на новую версию своей серии ракет Long March, называемую Long March 5. Она была готова в конце этого года отправить на Луну и вернуть на Землю автоматический исследовательский аппарат, и совершить полет на Марс в 2020 году. Однако на ранней стадии разработки дела пошли не совсем гладко. В 2016 году испытательный полет ракеты прошел более-менее удачно, и возникло лишь несколько проблем с траекторией на пути к орбите. Но в 2017 году запуск не удался, и груз так и не был доставлен в космос. А испытание, запланированное на июль этого года, было отложено - об этой неудаче сообщило Европейское космическое агентство, опубликовав в интернете спутниковые снимки, на которых было видно, что корабли с ракетой, долго простаивают на старте, хотя они уже должны были лететь.
«Это действительно был первый случай, когда у китайцев был значительный промах в их космической программе, - говорит Чэн. - Иногда им приходилось затягивать сроки технической проработки или определения цели, [но] у них не было программных промахов, таких как в случае с Long March 5». А ведь аппарат Long March 5 - это даже не ракета, которая должна будет доставить тайконавтов на Луну. Это промежуточный вариант, на базе которого должен быть разработан более мощный аппарат Long March 9. Если Китай не сможет осуществить запуск Long March 5, он, конечно же, не сможет отправить в полет и его старшего брата.
Есть и некоторые вопросы, касающиеся того, не являются ли лунные планы Китая на самом деле тактическим маневром, вводящим в заблуждение, блефом на фоне деятельности, направленной на менее яркие, но более практические исследования и реализацию связанных с безопасностью проектов на околоземной орбите. «Китай, конечно же, не пытается обогнать США в освоении Луны или где-то еще в космосе, - говорит Грегори Кулацки (Gregory Kulacki), руководитель китайского проекта американского Союза сознательных ученых (Union of Concerned Scientists), некоммерческой организации, занимающейся пропагандой науки. - Невозможно победить в гонке, в которой вы потерпели поражение 50 лет назад».
Конечно, гонки вообще быть не должно, и международное сотрудничество зачастую гораздо эффективнее, чем соперничество. У США есть 15 стран-партнеров, работающих на Международной космической станции. Россия, Европейское космическое агентство, Япония и Канада предоставили модули, и на МКС прилетали астронавты и космонавты из 18 стран. С ростом напряженности между США и Россией сотрудничество на МКС было эффективным способом снять напряженность - особенно когда экипажам приходится вместе сталкиваться с проблемами.
В 2015 году из-за предполагаемой утечки аммиака в американской части станции астронавтам пришлось искать убежища в российской части, пока не прозвучал сигнал «отбой тревоги». Бывший астронавт Терри Вертс (Terry Virts), находившийся в то время на МКС, вспоминает, что Дмитрий Рогозин, тогдашний вице-премьер, курировавший оборонную и космическую промышленность, который участвовал в горячей перепалке с Вашингтоном по поводу вторжения в Крым, оперативно связался с МКС. «Американские коллеги, - вспоминает Вертс его слова, - вы можете оставаться здесь столько, сколько захотите. Мы будем работать над этим вместе».
В мире, который сталкивается с такими не имеющими границ угрозами, как изменение климата и появление новых болезней, такое сотрудничество будет иметь все большее значение, и космос является хорошим способом укрепления доверия. Однако сотрудничество в рамках американских и китайских космических программ на данный момент фактически запрещено в соответствии с положением закона от 2011 года о военных расходах, известным как поправка Вулфа (Wolf Amendment), из опасений, связанных с передачей технологий, которые могут поставить под угрозу национальную безопасность. С юридической точки зрения НАСА может сотрудничать с Китаем в гражданских проектах, которые не имеют военного применения, но практически любая космическая технология слишком часто предполагает двойное назначение, чтобы когда-нибудь снять этот запрет. И для США политическим выгодно не партнерство с Китаем в космосе, а космическая гонка, так же как и конкуренция с Советским Союзом 50 лет назад. «[Бывший администратор НАСА] Майк Гриффин (Mike Griffin), Илон Маск и другие американские деятели, занимающиеся космосом, обычно играют на чувстве тревоги, которое испытывают США в связи с Китаем, чтобы заставить Конгресс раскошелиться и выделить больше денег, - говорит Кулацки. - и Пенс, похоже, действует по тому же сценарию».
В конечном счете, сценарии и политика являются (или, по крайней мере, должны быть) второстепенными в решении гораздо более важной задачи, состоящей в том, чтобы сделать людей теми, кем они недолго были полвека назад: представителями двух миров. Майкл Коллинз (Michael Collins), летчик, пилотировавший командный модуль «Аполлона-11», вспоминает, что был особенно поражен замечанием, который он постоянно слышал, когда они с остальными членами экипажа ездили после полета по разным странам. «Я думал, что когда мы куда-нибудь приедем, нам скажут: "Ну, поздравляем. Вы, американцы, наконец-то сделали это", - вспоминал он в недавнем интервью. - Но вместо этого, все в один голос говорили: "Мы это сделали. Мы, люди, наконец-то покинули эту планету"»."
источник
https://time.com/longform/race-to-the-moon/перевод
https://inosmi.ru/science/20190728/245525228.html.
Ну что тут сказать ?
.
1. Статья написана с типичным американским снобизмом ..Оцените саму постановку вопроса : в один ряд поставлены Китай ,НАСА , компании Маска и Безоса .А Россия и ЕС в качестве участников гонки вообще не указаны ,а лишь упомянуты вместе с Канадой и Японией как партнеры США по МКС .И даже картинке к данной статье ,повторяющей картинку к номеру Time времен высадки на Луну , российского космонавта нет .
.
2. Если верить спецам из инвест-банка Morgan Stanley, то на данный момент суммарный бюджет всех государственных и частных программ всех видов космических исследований составляет всего 350 миллиардов долларов .Это было бы достаточно для Китая или России ,чтобы оказаться на Луне ,но НА ВСЕХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КОСМОСА ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ эта сумма просто ни о чем . Так что если счетоводы из Morgan Stanley правы ,то при таких раскладах человечеству Луны еще долго не видать и это крайне печально .