Петришенко: Называть ЕАЭС экономическим союзом сегодня можно только авансом
19.03.2019 00:34
http://zviazda.by/ru/news/20190318/1552919686-petrishenko-nazyvat-eaes-ekonomicheskim-soyuzom-segodnya-mozhno-tolko Евразийский экономический союз - проект продуманный и необходимый не только Беларуси, а всем странам-членам. Однако первые пять лет его работы нельзя назвать победоносными. Большинство ожиданий по-прежнему остаются ожиданиями. При этом работа, большая и кропотливая, продолжается, и у нас есть основания надеяться на ее успех. О том, какой проделан путь, в чем главные трудности и надежды, связанные с ЕАЭС, - наш разговор с заместителем премьер-министра Республики Беларусь Игорем ПЕТРИШЕНКО.
(...) Невозможно строить общий рынок и одновременно сохранять на нем привилегированное положение национальных субъектов. Иначе это уже не тянет на общий рынок. Это просто торговля между странами. (...)
В этой связи белорусская сторона объективно считает, что распространение принципов предоставления белорусским организациям национального режима доступа (т. е. «как для себя») к услугам российских естественных монополий, в том числе в отношении тарифов на такие услуги, будет восприниматься как подтверждение приверженности принципам построения равноправного Евразийского экономического союза.
(...) У нас нет нефти и газа. Чтобы покупать их в странах-производителях союза, мы должны продавать туда промышленные и сельскохозяйственные товары. А нефтегазовые страны нам говорят: мы должны поддерживать развитие своего производителя, мы не хотим оставаться с такой структурой экономики. Логика в этом есть. Но надо искать компромиссы, надо искать взаимоприемлемые решения, иначе союз не состоится в экономическом смысле.
В этих вопросах мы почти не слышим авторитетного голоса нашего наднационального органа, Евразийской экономической комиссии. Все чаще она предпочитает предоставить сторонам спора самим договариваться между собой. Это ярко проявилось при последнем рассмотрении ограничительных мер российской стороны в отношении белорусской молочной продукции.
Все чаще мы слышим критику национального бизнеса по поводу нормотворческой активности ЕЭК. Складывается впечатление, что пока мы на национальном уровне озабочены либерализацией и улучшением бизнес-климата, в рамках ЕАЭС вводятся все новые регуляторные меры, создающие для бизнеса дополнительную административную нагрузку. Сейчас, помимо существующих средств контроля товарооборота, на повестке создание систем прослеживаемости, маркировки, транзита с использованием спутникового слежения. Основной аргумент - их хочет ввести самая крупная страна союза. Если она их введет в одностороннем порядке, у нас не будет общих рынков. Но давайте мы хотя бы будем советоваться с бизнесом в отношении предлагаемых мер, подвергнем их оценке регулирующего воздействия, как это следует из Договора о ЕАЭС. Именно это настойчиво предлагает белорусская сторона.
Вместо решения злободневных проблем производства и торговли нас настойчиво зовут в светлое будущее. В сотрудничество в космической сфере, в атомной сфере, в цифровую повестку. Нельзя, чтобы новые лозунги и новые сферы камуфлировали отсутствие прогресса в тех, о которых, вроде бы, давно принципиально договорились. Но, к сожалению, не выполняем на должном уровне.
Поэтому необходимо адекватно отреагировать на те проблемы, которые «вылезли» за время функционирования союза, и поправить нашу правовую базу с тем, чтобы за нарушения обязательств в рамках ЕАЭС государства-члены несли реальную, материальную ответственность, как это предусмотрено у наших западных соседей в Европейском союзе.
Необходимо укреплять полномочия наднациональных органов, чтобы у них были механизмы принуждения государств-членов к выполнению своих обязательств. (...)