6 причин, повлиявших на Стокгольм: почему Швеция дала разрешение "Северному потоку-2" - Илия Куса, Андриан Прокип, Украинский институт будущего
Четверг, 14 июня 2018, 11:00 Куев, Эуропейская кривда
https://www.eurointegration.com.ua/rus/experts/2018/06/14/7083066/ На днях Швеция дала свое разрешение на строительство российского газопровода "Северный поток-2" у своих берегов, после более года переговоров с Москвой и внутриполитических дебатов. Эту новость оперативно
прокомментировал посол Королевства в Украине Мартин Хагстрем, объясняя, почему его родина не смогла запретить или приостановить строительство газопровода.
Что греха таить, все высказанные послом аргументы правдивы. Однако указанные причины - далеко не единственные, которые имеют отношение к скандальному проекту и могут влиять на дальнейшее развитие событий вокруг него. Именно на них мы и хотели бы остановиться.
Политические дебаты по "Северному потоку-2" всегда были самыми крупными и острыми именно в Стокгольме.
Еще в 2009 году, когда строился первый "Северный поток", в шведском парламенте активно дискутировали по поводу предоставления разрешения на строительство трубы. Тогда правительство было скептически настроено к российскому проекту, а оппозиция открыто выступала против него.
Читайте также
Почему мы не могли остановить "Северный поток-2": статья посла Швеции В конце концов, Швеция все-таки дала разрешение на строительство в своей исключительной экономической зоне, а вопросы геополитического характера проекта перевели на Еврокомиссию. На первый взгляд формальное разрешение шведов было обусловлено несколькими факторами: желанием сотрудничать с Россией в вопросах климата, стремлением сохранить хорошие отношения со всеми странами ЕС, нежеланием участвовать в любых блоках стран "за" или "против" газопровода (шведский принцип политического нейтралитета), экономическим и торговым сотрудничеством с Россией, а также стремлением играть по международным правилам, согласно которым проект "Северный поток" формально не нарушал никаких международных соглашений.
Через 9 лет в Стокгольме вновь возобновились горячие дебаты вокруг этой темы. Правящая коалиция в составе социал-демократов и зеленых во главе с премьер-министром Стефаном Левеном также скептически относится к строительству нового газопровода.
Оппозиция в составе альянса консерваторов, либералов и христианских демократов выступала за то, чтобы не давать разрешение строить "Северный поток 2" у своих берегов. Но в конце концов ситуация повторилась, и Швеция все равно дала разрешение на прокладку трубы. Причин, опять-таки, несколько.
Во-первых, Стокгольм стремился соблюдать нормы международного права, чтобы не уподобляться России, которая его нарушает, ведь никаких объективных международно-правовых причин запрещать строительство не было. В этом позиция Швеции в международно-правовом контексте похожа на нынешнюю позицию Дании. От последней сейчас также ждут ответа по поводу строительства трубы в датских территориальных водах.
И если опираться исключительно на положения морского права, у Дании нет никаких международно-правовых оснований запрещать строительство. А даже если она сделает это под соусом "из соображений национальной безопасности" (в соответствии с принятым законом, который делает возможными такие шаги), будет ясно, что решение принималось не исходя из норм международного права, а по политическим мотивам.
Для Дании, которая отстаивает свою позицию в отношении арктического шельфа именно на основании международного права, такой шаг был бы опасным и вызвал бы симметричную реакцию в Москве по вопросу Арктики.
Во-вторых, Швеция вновь приняла свой принцип нейтралитета и не желала принимать решения под давлением лоббистских блоков внутри ЕС.
Для шведов (и на самом деле многих скандинавов) принцип нейтралитета - это давняя политическая традиция, которой они придерживаются в вопросах, не несущих прямой угрозы государству или населению. А газопровод "Северный поток-2" не несет для Стокгольма каких-либо проблем, кроме экологических. Но этот вопрос они урегулировали во время переговоров с россиянами.
В-третьих, шведы сделали все, чтобы минимизировать влияние россиян в рамках проекта, в частности не дали им разрешения размещать трубы для прокладки газопровода в своих портах Карлсхамн и Слите на острове Готланд.
Эти два стратегических населенных пункта позволили бы россиянам увеличить свое геополитическое влияние в Балтийском море и начать наращивать здесь военное присутствие под предлогом защиты газопровода как стратегически важного объекта.
Кроме того, порт Карлсхамн расположен неподалеку от шведской военно-морской базы в порту Карлскруна. Для военных иметь своим соседом порт, в котором россияне размещают трубы и могут потенциально сделать из него пункт слежения за базой - не слишком хорошая перспектива, а потому Кремлю не позволили использовать оба порта и даже размещать их корабли у побережья.
окончание в комментарии к данному посту