Северная Корея образца 2018 - ч. 2

Jul 26, 2018 21:20



Едем дальше. Сегодня мы забираемся на триумфальную арку, угадайте с первого раза, в честь кого построенную и наименованную. Саму арку я, почему-то, не сфотографировал, а вот виды с нее пострелял. Арка монументальная, высокая, добротная. Гуглится в картинках быстро. Снимать с нее одно удовольствие. На вершине этой арки находится каких-то громаднейших размеров зал, в который надо подниматься на лифте. В этом зале стоит проектор и полотно, на котором показывают гостям что-то там про очередные достижения чучхе. Рядом, там же, стоит сувенирная лавка, в которой продаются всячности. В том числе, слава прогрессу, магнитики! Бум магнитиков как сувениров в КНДР еще не образовался, а те, единичные, что там продавались я не взял. Потому что магнитики эти оказались не для холодильника, а простыми значками для одежды, просто с магнитной подложкой.









Экскурсовод на крыше этой арки.





Тут видно, как на крохотном газончике с деревьями занимается уборкой огромная толпа корейцев. Такие картины в городе встречаются на каждом шагу, каждый день. Именно из-за этого город производит впечатление абсолютной вылизанности. Потому что отсутствие или крайне ограниченное количество каких-либо уборочных машин с легкостью компенсируются руками 10-20 корейцев. В этом процесс заняты абсолютно все. По словам гида, за каждым пхеньянцем закреплен какой-то свой участок недалеко от дома. И каждый житель, в том числе школьного возраста, обязан этот участок убирать и всячески облагораживать перед походом на работу (в институт или школу). На это обычно тратится около часа или что-то вроде того.





Это кинотеатр и очередь (по словам гида на сеанс в кино). Очередь! Я не знаю есть ли там среди толпы командующие, но у корейцев с годами, по моим наблюдением, просто выработалась привычка красиво группироваться где угодно уже на уровне рефлекса.





Вообще, все местные жители на улицах в своем поведении выглядят очень отстраненно и складывается впечатление как будто бы вокруг ходят одни, рутинно выполняющие ограниченный набор действий, актеры. Почти все люди, что попадаются на бесконечных улицах и остановках совсем своим видом ничего не выражают, кроме какой-то тягостной подавленности. Есть ощущение, что даже между собой они никак не общаются и не взаимодействуют, если нет на то воли партии в лице начальства. Как будто бы лишнее пророненное слово нарушит какое-то вселенское умиротворение. Всё их прямое взаимодействие друг с другом происходит ментально с оглядкой на ВеликогоТоварищаКимИрСена и ВеликогоТоварищаКимЧенИра. Может быть это мои фантазии, и я сгущаю краски, но по-другому это, врезавшееся в память впечатление, объяснить не могу.



Дальше был очередной объект, максимально отдаленный от сферы моих заинтересованностей - Институт Вышивки! Шьют тут, судя по выставленным работам, действительно много и какие-то совершенно фантастические картины с разными сюжетами из ниток. Техника эта какая-то якобы традиционная и суперуникальная. Сотканные картины на входе меня даже смогли немного впечатлить. Явно заслуживает уважения. Но в остальном же было не очень понятно, что я тут делаю.









Всё огромное здание этого института казалось пустынным и тихим, и только лишь в трех залах, куда нас водили сидело несколько якобы работающих женщин. «Якобы», потому что я так и не понял: это какие-то актрисы тут сидят или настоящие ткачихи. Потому что создавалось впечатление, что каждый раз при нашем появлении в открывающихся дверях тут же «закипала» работа. Хотя по ощущением до того как мы вошли, они просто болтали друг с другом и втыкали в телек.



Я попытался максимально разобраться в ситуации и совал свой нос чуть ли вплотную к их рукам, пытаясь всмотреться не водят ли они там просто пальцами туда-сюда. Но нет, оказалось шьют. В общем чертовщина какая-то. Если меня и обманули, то я как-то не сильно и расстроился.





Тут же и сувенирный отдел, где можно приобрести свежесотканные результаты женского труда. Все эти картины сотканы из цветных ниток, никаких красок тут нет. На входе в институт полотна были посолиднее - что-то в стиле девятого вала Айвазовского. Но такое ткётся, судя по-всему, вообще годами. И не продается.



Касательно фотосъемки, каких-то ограничений я не испытывал. Формально снимать можно всё, кроме военных, военных объектов и нельзя делать портреты людей в лоб без их согласия. А так же там, где гид заранее говорит, что съемка запрещена: в музеях, на блокпостах, в некоторых местах демилитаризованной зоны. В целом же, гид, постоянно сидящая рядом, почти не обращала внимания ни на мою видеосъемку, ни на серийную фотопальбу из окна нашего несущегося микроавтобуса. А когда я начал пытаться удачно ловить кадры с регулировщицами, ее это даже развеселило, и она стала болеть за меня в этом спорте. При случае, сама указывая на очередных регулировщиц, чтобы я не упустил потенциальную красотку.

В другой день, когда я пересел на правую сторону минивэна и снимал с полтинника, на одном из светофоров в открытом окне жилого дома сидела фотогеничная девчуля и с интересом нас рассматривала. Полтинником было не дострельнуть, гид заметила мое расстройство в связи с потерянным кадром и выдала, что, наверное, на вот эту вот длинную трубу (70-200) было бы лучше видно. Тут оставаться серьезным уже было сложно и я натурально заржал.

Советики фотографам. Садиться лучше с правой стороны машины/автобуса/на чем вы там еще путешествуете, так как тротуар ближе и можно наделать качественных фотографий людей на лету. Из транспорта снимать лучше на 1/4000 и 1/8000. Меньше, чем 4 диафрагму лучше не прикрывать и в, случае кэнона, использовать AI SERVO с самой большой зоной охвата в режиме автофокуса «внезапно появляющиеся и исчезающие объекты в кадре». Обязательно нужен поляризационный фильтр и темная рубашка, иначе бесконечные блики от стекла автобуса гарантированы. В первый день особо жестить с фотострельбой не стоит. Имеет смысл даже поначалу просить разрешения снять то или это. Снимать лучше не только крамолу, но и всякие открыточные вещи тоже, со словами «мол у нас такого нет, дома друзьям/детям/жене/братьям покажу», чтобы не провоцировать ненужного подозрения. Тогда через какое-то время гид перестанет обращать внимания на съемку совсем и ему будет до лампочки что вы там снимаете. А ненужные фотографии потом проще удалить дома, чем вместо этого страдать от несделанного кадра по причине нервозности гида.

За всё время путешествия меня ни разу не просили ничего удалять, кроме одного кадра, во время массовых танцев, где я целенаправленно сфоткал каких-то секюрити на мерседесах в штатском. Гид тут же попросил это удалить и еще потом скрупулезно проверяла, что я действительно удалил.









Какая-то образцово-показательная школа. Школьники и дети - пожалуй, единственные в этой стране из тех, кто еще не перестал стесняться демонстрации человеческих эмоций. Но через пару лет, после выпускного, и их перемелят жернова социалистического рая, превратив в бездушных слепо подчиняющихся солдатов. Сгущаю краски. Но на фоне таких вот неожиданных контрастов «отцов и детей» не сгущать их не сложно.









Да, эта образцово-показательная школа называется «Школой 9 июня». Обещал себе нагуглить потом почему у нее такое название и вот нашлось: https://remch-ch.livejournal.com/1752390.html



Вон с того балкончика наверху раздавался дикий смех, как только я туда наводил свой телевик. Через пару минут сцена повторялась. И снова. И снова.



Концерт для двух туристов в большом пустом зале! А потом еще нас схватили за руки и начали хороводы вместе с нами водить. Тут нечего писать, надо просто ехать и офигевать от происходящего. А еще там была какая-то официальная приветственная речь в честь гостей из России. Я на пару секунд почувствовал себя Сергеем Лавровым.



Никогда не знал что такое Ctrl+Shift+P. Но корейские школьники уже знают.





Даже северокорейские цыплята вылупляются сразу с базовым уровнем компьютерной грамотности.



Местный Сусанин до дома тов. Ким Ир Сена доведет.







Какая-то организованная коллективная деятельность на улицах Пхеньяна п-о-в-с-е-м-е-с-т-н-а, куда ни глянь. Особенно каждый раз впечатляет количество занятых в чем-то людей. Тут детей 50 куда-то организованно тащат макулатуру. Обыденная картина.

Кстати, на улицах корейцы довольно часто глазеют и пытаются разглядеть что-то в окнах нашего не особо-то и приметного микроавтобуса с большой надписью «KITC» (Korean International Travel Company) - что-то вроде советского Интуриста, на котором лежит вся деятельность по организации туров и взаимодействию с иностранными туроператорами. Видимо, кроме как туристов на таких автобусах больше никого не возят, от чего к ним такое внимание и приковано.



В какой-то момент ловишь себя на мысли, что город тебя продолжает удивлять вовсе не своими видами (или их отсутствием), а тем насколько тут всё подчинено вечному, непрекращающемуся потоку коллективной деятельности и вытекающим из нее результатам, которые так же специфически отражаются на облике города.







Ночной город, как всегда, под строгим надзором Кимов.



На следующий день было запланировано посещение дворца бывшей резиденции Ким Ир Сена, которая после его смерти стала мавзолеем, а потом он разделил это место «жительства» со своим сыном. Вопрос о том, где они впоследствии собираются размещать внука, я задать не решился. Несмотря на то, что посещение этой огромины заняло почти полдня. Оттуда я вынес только 2 фотографии. Первая:



И вторая



Вся процедура посещения этого заведения представляет из себя неторопливый бесконечный ритуал. Нельзя просто так зайти, посмотреть на тела вождей и уйти. Для начала нужно немного пострадать, почувствовать, так сказать, себя мелкой сошкой на фоне великих «солнцеликих».

Если посещение этого объекта предусматривается пунктами практически любой туристической программы КНДР, то для рядового корейца посетить мавзолей «с праотцами» довольно знаменательное событие в его жизни. И позволено туда попасть либо только добившимся каких-то трудовых показателей или, если это школьники - из тех, кто хорошо учится. В наш день посещения как туристов, так и корейцев было немало. Мавзолей открыт для осмотра только в конкретные дни, и туристов туда естественно водят не по одному, а собирают из самых разных стран и туров сразу человек, наверное, по 500. И туристы и корейцы долго собираются на площади перед входом. И это, снова, целый ритуал. И тем и другим нужно собраться в шеренги по три человека (корейцы этим занимаются немного в стороне). И все вместе потом медленно, разными потоками устремляются внутрь. Но до этого «внутрь» еще далеко. Сперва колоннами нужно пройти бесконечные коридоры, вроде тех, что на нижней картинке справа. Проехать 15 минут на горизонтальном эскалаторе, задумчиво разглядывая портреты вождей в разных ипостасях, развешанные через каждый метр вдоль всего коридора. Спуститься вниз, подняться наверх. Дойти до секюрити чека, в котором нужно оставить абсолютно всё. Фотографировать внутри, естественно, везде запрещено, да, собственно, и не на что. Не должно быть никаких предметов (кроме предметов одежды) нигде. Я забыл из кармана вытащить флешку от фотоаппарата, так она запищала на рамке и пришлось бежать назад, нарушая строгий регламент, и сдавать ее оперативно в гардероб. В общем, таких проверок даже в аэропортах нет, как тут.

А дальше идет неторопливая прогулка по залам дворца, в одном из которых на пути лежит Ким Ир Сен, а в другом Ким Чен Ир. Свет в этих залах немного приглушен и с красной подсветкой под бесконечно высоким потолком. Войдя, нужно сделать поклон с каждой из сторон саркофага, кроме той, где голова. Делать это надо всем, включая туристов. Помимо этих двух гигантских залов, вся процессия проходит через другие залы, в которых происходили какие-то значимые исторические встречи, подписывались важные документы и т.д. Есть несколько залов, где отдельно стоят восковые фигуры, точные копии живых Ким Ир Сена, его жены и Ким Чен Ира. У каждой фигуры своя комната. Туристам восковым фигурам поклоняться необязательно, а гиды кланялись и им.

Стоит ли говорить о том, с каким богатством вся серьезность данного, священного для корейца, ритуала отражена в убранстве этого, фееричнейших масштабов, дворца. До поездки я даже вообразить и представить себе не мог до какой степени можно культивировать личность, чтобы возвести его в ранг не то, чтобы святых, а каких-то протосвятых и отцов всех богов. Ни в одной мировой религии подобного и близко нет, чтобы с таким дичайшим рвением, игнорируя потребности собственных людей - вбухать безумнейшее количество денег во весь этот дворец с его бесконечными коридорами. По степени абсурда, наверное, можно сравнить с ЧМ-2018 в России. Но стадионы еще хотя бы хоть как-то практически могут пригодиться. Тут деньги выброшены непонятно на что. Причем, ежедневное обслуживание влетает, подозреваю, в какие-то тоже баснословные деньги, которые никогда не снились обычному корейцу, работающему где-то там в далеких полях, которому и в столицу-то попасть нет никакой возможности, не то, что уж в мавзолей этот. Масштабы которого способны удивить любого предвзятого буржуазного капиталиста, против которого они там так все враждебно настроены. Никаким богам такие объекты преклонения даже и рядом нигде не строили. Жалко нельзя фотографировать. Впрочем, это бы всё равно не передало ни разу длину моей отвисающей челюсти и внутреннего возмущения. Ну, камон. Это же просто два умерших человека, они даже и близко не боги. Впрочем, корейцы бы со мной поспорили.

В общем, этот пункт прграммы довольно сильно меня загнал в ступор до тех пор, пока мы оттуда не уехали.

Сам дворец окружен гигантским ровом, в котором всегда плавает уйма лебедей. На зиму их убирают, естественно.



Дальше была поездка на военное кладбище, которое строилось и открывалось под чутким руководством товарища Ким Чен Ына. Надо ли говорить, что и дизайн на обелисках выбирал и одобрял лично он, за что ему и бесконечное спасибо от всех корейских ветеранов и великого корейского народа. Сарказм.



Я, как свинья, которая везде грязь найдет, полез фотографировать не кладбище с мертвыми людьми, а тех живых, которые его обслуживают. Гид не заметила моей такой вольности, иначе бы по рукам надавала.











Забыл, что это за крутая сфера такая. Но насколько я помню это какой-то объект, постройка которого была приурочена к чему-то вроде нашего ВДНХа.



















Пасторальные сцены можно снимать бесконечно.

















Можно ли назвать этих людей счастливыми? А нас?

Надо бы, ради интереса, так же прокатиться на автобусе по городу и наснимать лица случайных прохожих из окна.







Кимчи всех вариантов и видов. Вкусная, острая, хоть и специфичная штука.





Местное пиво в почти литровой таре, которое я так и не попробовал.





Владеть собственным автомобилем корейцам запрещено. Весь транспорт служебный. Зато не запрещено владеть велосипедом, чем все активно и пользуются. Это практически единственный транспорт, доступный 24х7 рядовому корейцу. По стоимости это практически такая же роскошь как и автомобиль, поэтому есть не у всех, хотя и у многих.



Фойе нашего отеля Янгакто. Ударение на последний слог.





Как я уже сказал, отель находится на острове, и остров - это единственное место, куда гиды нам в какой-то момент разрешили погулять без сопровождения, чем мы и воспользовались. На острове почти ничего нет, кроме какого-то недостроенного стадиона, кинотеатра и каких-то неведомых одноэтажных зданий. В какой-то момент мы добрались до непонятного заведения, похожего на столовую. Хотели ради смеха в нее зайти, посмотреть что там едят не подставные корейцы, но рядом нарисовался какой-то кореец и что-то активно нам начал махать руками и громко говорить на корейском. Скорее всего он подумал, что мы заблудились и пытался объяснить, что гостиница в другой стороне. Мы сделали вид, что поняли свою ошибку.

Это и есть кинотеатра на острове, судя по всему работает он не часто. Ибо внутри не было ни души.



Ни одного намека на афишу на кинотеатре не было, зато была реклама нашего фестиваля.









Монумент идей Чучхе. Внутрь него можно забраться. Там даже ходит лифт на верхнюю смотровую площадку и присутствует экскурсовод. Сам факел ночью загорается красным в одно и то же время. Я спросил на всякий, где тут можно нажать выключатель, гиды рассмеялись, но на всякий случай спросили не шпион ли я?



В мире оказывается есть куча организаций изучения идей чучхе. Даже в России и Украине по-моему. Эти таблички у входа в момент вроде что-то приветственных открыток.





Продолжение следует

Previous post Next post
Up