Сценарий этого советского шедевра
http://www.litru.ru/br/?b=102423&p=1совсем не совпадает с реально получившимся фильмом.
Вот что в сценарии, взять хотя бы пару эпизодов:
И. Кузнецов.
Часть первая
МОСКВА - КАССИОПЕЯ
Пролог
Из глубины мироздания мы приближаемся к планете, на которой живут наши герои. Где-то в стороне останутся Большая и Малая Медведицы, созвездие Кассиопеи с пятью яркими звёздами, и не тёмном фоне звёздного неба, скромно, чуть в стороне, появится лицо немолодого, умудрённого жизненным опытом человека с лукавой улыбкой. Обращаясь к зрителям, он скажет:
- Прошу глубокоуважаемых зрителей простить меня за то, что я появляюсь несколько преждевременно, но считаю своим долгом кое о чём вас предупредить. Вам, разумеется, не раз приходилось видеть на экране надпись, уведомляющую о том, что всякие совпадения с реально существующими людьми и подлинными событиями случайны и не предусмотрены замыслом. Я, со своей стороны, хотел бы довести до вашего сведения, что все действующие лица нашего фильма выведены под собственными именами, а все события, свидетелями которых вы станете, действительно имели место… весной будущего года… Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать… Нет, не всё… Простите, я не представился… Дело в том, что авторы не дали мне никакого имени, я просто… исполняю особые обязанности… так сказать, И.О.О. - Исполняющий Особые Обязанности…
И.О.О. улыбнулся и растворился в глубинах Мироздания, а камера продолжала приближаться к Земле…
Постепенно мы начинаем различать материки и океаны. И тут возникает мальчишеский голос:
- … Звезда Альфа созвездия Кассиопеи, иначе называемая Шедар и отстоящая от нас на расстоянии 71.42 парсека, то есть 22 х 1014 километров, избрана нами целью полёта, потому что на протяжении последних полутора лет Кароканская обсерватория зафиксировала свыше двух тысяч модулированных радиосигналов на волне 21 сантиметр, то есть на частоте 1420 мегагерц. Это даёт нам право предположить наличие разумной жизни на одной из планет системы звезды Шедар.
Эпизод 1
Тем временем мы приближаемся сначала к Евразийскому материку, к Москве, несколько сдвигаемся в Калуге и оказываемся в одном из залов Музея Космонавтики.
Впрочем, мы поймём это не сразу, сначала мы увидим учёных, сидящих за столом, покрытым блестящим чёрным лаком, внимательно вслушивающихся в слова докладчика и делающих какие-то пометки в своих блокнотах.
А потом мы увидим макеты спутников и космических кораблей, огромную доску на блоках, всю исписанную формулами и чертежами, развешанные на стенах рисунки и диаграммы и, наконец, самого докладчика - Витьку Середу, стоящего возле доски, то и дело поправляющего сползающие на нос очки.
- Я представляю к защите фанпроект полёта к звезде Альфа Кассиопеи на космическом корабле «Заря», что означает звездолёт аннигиляционный релятивистский ядерный.
Учёные склонились над столом и снова сделали какие-то пометки в своих блокнотах.
Витька снял очки и, близоруко щурясь, взглянул куда-то поверх слушателей. Сидящий рядом Паша Козелков, ближайший друг Витьки, широко улыбался, радуясь за своего приятеля.
- Итак, поскольку продолжительность полёта при расчётной скорости 0,996 световой, предусматривает длительность путешествия в обе стороны 52 - 52 года, - говорит Витя, - я считаю, что надо сформировать команду корабля из лиц не старше 14-ти лет. Это будет способствовать научному успеху экспедиции, так как участники достигнут Альфы Кассиопеи в расцвете своих жизненных и творческих сил, то есть в возрасте около сорока лет.
Две девочки, сидевшие недалеко от учёных, хихикнули и одна из них, невзрачная девочка в очках, шепнула своей подруге:
- Расцвет? Сорок лет - это же глубокая старость.
Её хорошенькая подруга презрительно пожала плечами.
Один из учёных, совсем ещё молодой человек, услышав слова девочки, засмеялся:
- Слышишь, Филатов, оказывается мы с тобой глубокие старики.
Эпизод 2
Федька Лобанов или попросту Лоб, как его называли в классе, опоздал на сбор. Он вбежал в вестибюль Музея с огромной синей сумкой Аэрофлота, но был задержан дежурной.
- Ты куда? - строго спросила дежурная.
- На сбор.
- Фамилия?
а вот что в фильме
-
http://kino-online.in.ua/fiction/moskva_kassiopeya.html ...звучат завывания и булькания "космических" звуков, показаны какие-то блестящие расплывчатые (не в фокусе) хромированые штанги приборов. Камера скользит по ним и упирается в облезлый глобус Луны, весь экран занимает кратер Море Москвы. На глобус ложится чья-то ладонь. Камера отъезжает и мы видим человека в дешёвом костюме, с лохматой шевелюрой, пускающего слюни любопытства на модель Луны и измеряющего её поверхность пальцами. По всей вероятности дело происходит в Планетарии, на заднем плане видны панорамы космоса и изображения спутников. Человек поворачивается к зрителю, как будто только что его заметив и говорит текст (не точно по сценарию, с изменениями). Мы сразу узнаем Смоктуновского. Со словами "особые обязанности" Смоктуновский делает пассы над глобусом и тот начинает крутиться.
Звучит труба и "всё завертелось" - изображение меняется на крутящийся вихрь.
На фоне космоса появляется название и идут титры. Звучит бравурная музыка.
Эпизод. Сразу после исчезновения титров снова мутно и расплывчато плывут модели спутников и металлические хромированые штанги. За ними открывается вид сверху на большую комнату, где проходит заседание пионеров и каких-то старичков. Мальчишка в галстуке читает доклад - все слушают. Звучат цифры, парсеки, аббревиатуры. Камера плавно облетает комнату, показывая непрерывным планом несколько рядов пионеров и пионеров на стульях (все в белых рубашках и красных галстуках), стенды и доска обвешаны чертежами и плакатами, модель под потолком. Справа сидят трое взрослых мужчин в очках, один что-то записывает на листках. У докладчика заедает выкатываемый новый стенд на колесиках с чертежами, сидящий привстает чтобы помочь, откладывает листки. Пионер справляется сам, не прерывая доклада.
Крупным планом показывают лица пионеров, с интересом слушающих доклад.
Одна девочка, другая девочка. Снова крупно докладчик - говорит о том, что полет продлится 52 года и нужно сформировать команду из 14-летних подростков. Камера переводится на лица взрослых, они хмурят лбы. Подпирают рукой подбородок. Выглядят задумчивыми. Затем камера проходит по мальчикам в первом ряду, они тоже внимательно слушают докладчика, поглядывая и на взрослых.
Затем камера переходит на средний план и показывает всю группу пионеров.
Докладчик говорит о возрасте максимального развития сил в 40 лет. Это как раз, когда космонавты прилетят на Шедар - альфу Кассиопеи. Одна девочка шепчет подруге на ухо "какой расцвет, сорок лет это же глубокая старость". Та выдерживает паузу и отвечает "ну, он-то лучше знает".
На заднем ряду высокий дылда, пригнувшись, зовет "Толя, Ямщиков". Подходит другой пионер.
Первый спрашивает - где магнитофон, а то горит торжественный марш в конце.
Толя подтверждает "горим..."
Эпизод прерывается, теперь показывают стеклянное фойе, где вахтерша не пускает рыжего пионера блондина с портфелем. Он утверждает что у него с собой магнитофон, которого срочно ждут в здании. Вахтерша "там академики, не пущу, велено не пускать".
Снова показывают зал и докладчика, который подводит итог и резюмирует доклад.
После чего присутствующих просят задавать вопросы.
По рукам передают записку, пионеры шушукаются. Крики "отдай"
Докладчик разворачивает и громко читает:
"А ты полетела бы? Ведь это на всю жизнь! С ним полетела бы."
Недоуменно спрашивает в камеру у присутствующих "кто это написал..?"
(эпизод заканчивается)
Играет музыка. Рыжий с магнитофоном на руках сияет. Все смеются. Докладчик в смущении.
(далее по фабуле)
***
Это я к чему? А ни к чему - просто так. Вот, мол, как оно у режиссеров бывает.
В сценарии одно, а в фильме другое. И слова меняют, и антураж - какой уж получится.
Вобщем, что вырастет то вырастет. Это и есть кино.
Ещё ссылки по теме:
http://otroki.druid.ru/pages/show/104.htm - интервью с "Кутейщиковой"
http://www.mielofon.ru/kinofan/otroki/otroki6.htm - кто где сейчас из актеров.
UPD:
то есть в целом этот пост о том, что в сценарии не важен язык и описания,
(если это не прямой текст героев, их меняют реже, но могут и их урезать или разбавить)
Автору не надо шлифовать запятые и абзацные отступы. Не важно обилие местоимений и "который".
Абсолютно похеру стилизация подо что-то. Опечатки вообще никого не волнуют.
Важнее последовательность сцен и герои. Ну и сюжетообразующие детали.
Но одно дело написать "записка", а другое - вырезать из конкретной бумаги конкретного размера листок и конкретным почерком и цветом под конкретным углом написать текст. Режиссер отвечает за конкретность - он отвечает пред зрителет именно ею, конкретностью. А автор сценария вообще ни за что не отвечает, ляпнул слово и трава не расти - как это показать в кадре его не волнует.
Вот и приходится все потом переделывать.
Героев будут искать под описанные характеры, но не факт что и они совпадут.
Место для съемки тоже будут искать под описанные сцены или делать декорации, но тоже - не факт.
Что остается? Да почти ничего. Вот это "ничего" и стоит гораздо больше чем все остальное.
Именно его и покупают у сценариста.
http://otroki.druid.ru/pages/show/138.htm - вот ссылка на режиссерский сценарий, раскадровку, перечень декораций и метраж. Тоже - огромные отличия от окончательного варианта, даже название звездолета - ЗАЛП а не ЗАРЯ. В процессе всё меняется.