1968. Фото: Student protesters march in Paris in May 1968 PHOTO: Fondation Gilles Caron
Пытался предложить газетчикам большой текст о мировой революции 1968 года. Сказали: большой не надо, пиши маленький на 4000 знаков. OK, думаю, пусть так, но как же я умещу всё в четыре тыщщи знаков? Сходил на дискуссию про 68 год, прочитал кучу материалов в сети и на бумаге, никакого нового знания и нового понимания они мне не дали. Дэдлайн приближался, а текст никак не вытанцовывался. Провёл семинар сам, потом сходил к коллеге, потом забухал с панками... Ничего... И тут обнаруживаю себя с багажом на пути из аэропорта на станцию электрички. По дороге увидел "Свидетелей Иеговы" (запрещены в Российской Федерации), распространяли свою "Сторожевую башню" на нерусском языке. На платформе встретились два гея и радостно публично целовались по этому поводу (наверняка тоже запрещено в Российской Федерации типа как пропаганда чего-то глубоко человеческого, но, считается, нетрадиционного; как это может быть - не понимаю), наконец, уже в городе навстречу двигала девчонка-ботаничка в очках с большими диоптриями и татуировкой на предлечье: "I Love Anal" (сколько бы шагов она спокойно прошла по тротуару в Российской Федерации?)...
Эээ, подумал я, так вот в чём дело! Видимо, некоторые тексты просто нельзя нормально написать, находясь в Российской Федерации, нельзя на них настроиться - "традиции" мешают. А тут, за пределами, пока ещё можно. Малёк отдохнул после перелёта - и тут же написал. Успел к дэдлайну.
Вот тут, на сайте "Новой газеты", те самые четыре тысячи знаков:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/05/20/76541-alfavit-ne-nashey-revolyutsii а тут, ниже, примерно на 600 знаков больше, собственно, так, как написалось:
Алфавит (не) нашей революции
Юбилей всемирной молодёжной революции 1968 года сегодня в России мало кого интересует. Отчасти потому, что на улицах страны разворачивается процесс, который многим хотелось бы считать провозвестником нашей собственной революции. Тем более в ситуации, когда революционные события 50-тилетней давности не завершились взятием или переходом власти от партии к партии, от одной большой общественной группы к другой, считается ненужным интересоваться «какими-то там молодёжными бунтами». Между тем, переходы власти от партии к партии склонны забываться (кажется, пару лет назад никто всерьёз не вспоминал 80-тилетие прихода к власти Народного фронта в той же Франции в 1936 году), а вот молодёжная революция 68-го, кульминацией которой стал «Красный май» в Париже, изменила весь мир. С одной оговоркой: весь западный мир.
Почти единственные, кто вспоминают 68-й сегодня -
художники и критики. На «Фабрике» в Москве идёт выставка, посвящённая «Красному маю», состоялись дискуссии. Состав участников: художники, театральные режиссёры, писатели. И немного активисты: анархисты, троцкисты и другие левые. Но и среди активистов: поэты, организаторы уличных перформансов, фотографы. В общем, сцена всё та же. Ничего удивительного: 68-й существенно демократизировал среду современного искусства и - шире - в целом образовательно-культурную среду, втянув в неё детей рабочих, крестьян и мелких клерков, пригородных хулиганов и пригородных тихонь, всех тех, кто раньше не мог рассчитывать на дипломы университетов и хорошие рабочие места внутри городской цивилизации из-за своей классовой принадлежности. Более того, именно 68-й и создал новый рынок труда для подобных людей, всё то, что ныне принято называть уже несколько подмоченным термином «креативная индустрия».
Уже одно это изменение в характере общественно значимого производства несомненно революционно и вполне победительно. Задачи, однако, ставились куда более масштабные. Вспомним лозунги: «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства!», «Воображение - к власти!», «Запрещено запрещать!», «Под мостовыми - пляжи!» Вспомним отрывки из диалогов бунтующей молодёжи и вооружённой полицейскими дубинками власти: «Чего вы хотите? - Мы хотим жить!», «Куда вы пойдёте? - Маршрут демонстрации будет зависеть от направления ветра!» Вспомним плакаты того времени: «Булыжник из мостовой - избирательный бюллетень несовершеннолетних». Что это всё значит, как это расшифровать?
Да, это был тотальный бунт против «взрослого» мира. Против всех его институций, его бюрократии, его партий, его омоновцев, его профессоров, его религии, его традиций, его способа думать, но и против результатов его размышлений - тоже. Не забудем: это был капиталистический мир, это был мир религиозного ханжества, это был мир формальной демократии, в рамках которой коммунистические партии, переставшие быть демонически революционной последней надеждой всех отчаявшихся, стали уютной оппозицией в парламентах, голосующих за продолжение колониальных войн. Это был мир расовой сегрегации, неравенства женщин (никаких женщин-профессоров или женщин-министров не было, женщин-врачей и женщин-учителей, впрочем, почти тоже, а если и были, неравенство в зарплатах с коллегами-мужчинами говорило само за себя), мир, в котором были запрещены аборты, а противозачаточные средства выписывались по рецептам только женатым мужчинам, чьи жёны уже родили минимум одного ребёнка, это был мир, в котором о свободном проявлении сексуальности (не только гомосексуальности, но и даже куда более распространённой гетеро-) нельзя было и подумать. Это был мир, в котором даже способы развлечения молодёжи были криминализованы - ни один крупный рок-фестиваль не обошёлся без массового применения необоснованного насилия полицией, не обошёлся без сломанных рук и ног, без пробитых голов - ни один, кроме Вудстока (именно потому Вудсток и стал легендой, по нормам того и теперь нашего времени тоже - вполне коммерчески прибыльной).
Первая постиндустриальная революция 1968 года не привела к свержению капитализма. Но не привела к нему и Испанская революция 1936-го. Не привела и революционная волна, порождённая Первой мировой войной, включая Октябрь 17-го и Март 21-го в России, ноябрь 18-го в Германии, март 19-го в Венгрии. Не привела Парижская коммуна 1871 года. Не привела Весна народов 1848-49 годов. А ведь главный вопрос всегда ставился именно так. Что ж, значит, всё впереди. А вот к чему революция 68-го всё-таки привела, вы и сами можете оценить, поглядев вокруг. Потому что все вы живёте в её последствиях. Как минимум уже лет тридцать, с тех пор, как территория русского языка вернулась в западный мир.
Влад Тупикин