это старый текст, написанный мной к Первомаю двенадцать лет назад, публиковался в бумажном журнале Rockmusic.Ru, в нескольких изданиях "Радио Анархии", в "Зачем борьбе" и, понятное дело, в ЖЖ и ещё где-то в сети.
Любопытно, что только сейчас, в 2016-м, среди лозунгов левацкого Первомая появляются требования безусловного базового дохода. Приятно, что я в очередной раз обогнал время - и в плане актуальной повестки, и даже в плане феминитивов тоже - вчитайтесь ))
Кстати, пошли на демонстрацию:
https://vk.com/left_may_day Сбор 1 мая в 17 часов на Самотёчной площади в Москве:
https://www.facebook.com/events/460824487454298/ Оригинал текста в ЖЖ здесь:
http://tupikin.livejournal.com/2397.html РАДИО "АНАРХИЯ". ВТОРАЯ: ДЕНЬ ВЕСНЫ БЕЗ ТРУДА
Всем известен праздник 1 мая - день борьбы и международной солидарности трудящихся. Но немногие знают, что он отмечается по всему миру в честь чикагских мучеников - пятерых анархистов, убитых государством по ложному обвинению после всеобщей забастовки в Чикаго 1 мая 1886 года. Забастовщики требовали 8-часового рабочего дня. В том смысле, что их тогдашний рабочий день был длиннее восьми часов. Забастовку подавили, организаторов убили, но в обозримом будущем рабочий день был ограничен восемью часами и в Северо-Американских Соединённых Штатах, и в других развитых странах.
Скажите теперь, многие ли из вас работают только лишь по 8 часов в день? Давайте на чистоту - случалось ведь и по девять, и по десять, а то и по 12? И случалось, что работать так приходилось неделями и месяцами, а ещё по субботам, иногда и по воскресеньям? Да и сейчас вы порой так работаете? Конечно, и сейчас. Иначе откуда у вас лишние деньги на покупку книжек и всякой прочей музыки и видео?
Прогресс чувствуете? Всего-то за сто с чем-то лет ситуация на рынке труда вновь скатилась ко временам до 1 мая 1886 года.
Это логично. Нельзя завоевать что-то на сто лет вперёд. Для себя, для детей и для внуков с правнуками. Можно - только для себя. Да и то на время. Каждому поколению необходимо заново или почти заново отвоёвывать себе человеческие условия существования.
В последние лет 10-12 население б. СССР о борьбе за свои права слегка подзабыло. Это уже отмечено и на знаковом уровне. День Революции 7 ноября переименован в День согласия и примирения (согласия с трудовым рабством, примирения с угнетателями), День Солидарности - в День весны и труда (так и быть, подставь рожу весеннему солнышку, но о труде не забывай, на дачу, на грядки, въёбывать, сука!). Но не только на знаковом. В подкрепление всех этих знаков недавно, уже при Путине, и, конечно, с согласия продавшей интересы трудящихся фракции КПРФ, в России был принят людоедский Трудовой кодекс, который позволяет хозяину делать с наёмным работником если не всё, то почти всё. А с нового 2005 года, об этом уже объявили, - отменят все льготы нашим нищим пенсионерам - и по проезду, и по оплате жилья. Так, того и гляди, и сами пенсии отменят. А что? Пенсии, между прочим, - это тоже достижение рабочего движения, 100 лет назад их не было. За то, чтобы сейчас наши бабушки и дедушки получали пенсии, наши ещё более древние предки бастовали, сидели в тюрьмах, а кто-то был и убит за участие в протестах. Ну что ж, этому поколению хватило. А вот тем, кому сейчас лет 10 или 12, а то, может, и нам самим - точно ещё придётся за свои пенсии побороться. Или останемся мы без пенсий. Подыхать под забором.
Ладно, хватит чернухи покамест, нам тут вроде всем ещё далеко до пенсии.
Поговорим о чём-то более приятном. О том, как не трудиться. Об отказе от труда (не путать с безделием!).
Новое поколение не хочет работать. И это хорошо.
Недавно, во время одной общественной дискуссии (бывает в нашей удивительной стране и такое, когда люди собираются не выпить, не потанцевать и не потусоваться просто так, а - подискутировать; нехуёвая, кстати, форма проведения времени) одна молодая, но стремившаяся говорить от имени "взрослых" НГО-шница (словарик терминов см. в конце главы) посетовала на то, что молодёжь нынче не хочет работать даже за деньги - и уж, конечно, не хочет заниматься "общественной работой". Ну, если молодёжь сейчас действительно не хочет работать за деньги - так это же здорово. А то, что "общественной работой" её не увлечь - так это вы, господа, видно, не так увлекаете. Молодёжи с вами скучно, ей с вами, видно, даже спать не хочется.
Ладно, типа покаламбурил - и за серьёзку. О высоком общественном долге (если он есть) поговорим как-нибудь в другой раз. Сейчас поговорим о работе. Пора уже начистоту - столько веков стеснялись, увиливали, боялись говорить открыто... Теперь пора.
Работать НЕ НАДО (от работы кони дохнут).
Работа и рабство - слова однокоренные. И это не просто филологическая близость, это глубинное родство.
Отродясь, - и мы, и наши родители, и наши, славные или не очень, предки (но мы всё равно их любим, ведь без них не было бы нас) знали, что с утра, как сделаешь зарядку и почистишь зубы, надо пиздовать на работу (в школу), а потом, в девять, в восемь, если повезёт - в семь вечера (в три, в четыре дня, если ты школьник или школьница) можешь быть до следующего утра свободен, можешь "проводить свой досуг". Заливать глаза, стирать носки, чинить велосипед или заниматься сексом - кому на что сил и времени хватает. Так заведено. К этому все привыкли. И мимо этого, вроде бы, не пройдёшь.
Но альтернатива такому миропорядку есть.
Надо организовать человеческое общество не вокруг рабской дихотомии работы и досуга, а совсем иным образом. Производительность (чуть было не сказал "производительность труда" - тьфу! вот они - стереотипы и тупой автоматизм, вырабатываемые нынешней системой "школа-работа-кладбище") человеческого общества от этого, если надо, только возрастёт. Производительным ведь может быть не только труд. Вы лепили в детстве куличики? Строили крепости из снега? Катали ком для снеговика? Мой отец, светлая ему память, иногда зимою лепил со мной настоящие сказочные фигуры, очень красивые. У отца был талант скульптора, резчика по дереву и, думаю, он бы за одно-два лета спокойно выстроил бы с помощниками у нас во дворе сказочный замок для детей, если бы только ему не приходилось каждый день монотонно вкалывать на заводе, а по вечерам скрашивать свой досуг употреблением алкоголя внутрь. Чувствуете, куда я клоню? Правильно. Производительной может быть и игра. А пример моего отца показывает, что играть человеку не надоедает даже в так называемом "взрослом" возрасте. Впрочем, таких примеров много вокруг каждого из нас, взять хотя бы все эти манипуляции с мобильниками - это же легальная взрослая игра. Чувак, будь он хоть трижды директор, только делает вид, что отправляет жизненно важную SMS-ку, а на самом деле его просто прёт от кнопочек и экранчика, от того, что его воля (в отличие от реальной жизни с её непонятливыми и строптивыми подчинёнными) реализуется немедленно и в точном соответствии с тем, чего хочет его левая задняя нога. Короче говоря, он играет.
Большинство, а если крепко подумать, то и все так называемые необходимые работы можно заменить процессом игры. Скажем, дети часто играют во врачей и пожарников (да в кого только дети не играют! Мы с девчонками пару раз играли в золотарей), так почему бы и дальше, набравшись знаний в процессе обучающих игр, им не ИГРАТЬ во врачей и пожарных с реальными пациентами и реально горящими домами - вместо того, чтобы врачами и пожарниками РАБОТАТЬ?
Вы скажете: а кто же взаправду будет играть в золотаря с реальными какашками, от которых сильно воняет? Думаю, изрядную часть своих какашек (своё говно, как известно, не пахнет) каждый человек и человечица сможет перерабатывать сам с помощью био-установок в какой-нибудь полезный для сельскохозяйственной игры и менее пахучий компост (такие технологии существуют уже сегодня). А что до остатков, если таковые будут (скажем, в общественных туалетах), то тут надежда либо на жребий, либо (что вернее) на изменчивую человеческую природу - каких только перверсий она нам не дарит!
Когда мы придём к полному отказу от работы, к полному её вытеснению из человеческой жизни, для нас откроется много прекрасных возможностей. Можно будет заниматься сексом днём, когда полно оптимизма, энергии и выдумки, а не ночью, когда часто нет уже ни сил, ни желания, и когда, в конце концов, просто плохо видно. Не надо будет ломать голову, чтобы придумать, куда пойти вечером - так, чтобы по-настоящему испытать отдых. Проблема "досуга" будет снята вместе с проблемой "работы". Если игра утомляет играющих, то её обычно прерывают, пока не восстановятся силы. А потом снова играют - и так до вечерних петухов или до маминого крика: "Ва-ло-дя-а-бе-дать!" На больших строительных игровых площадках звать Володь, Ирин и Борисов к столу будут не мамы, а игровые бригады поваров и поварих.
Пользоваться плодами коллективных, парных и индивидуальных игр будут, само собою, все. Система извлечения прибыли, оборот капитала и тому подобная шняга отомрут сами собой. Вместе с государством, разумеется. Капитализм, наконец-то, уйдёт в прошлое и ему на смену придёт анархический коммунизм, общество свободной игры и творчества.
Если кто-то считает, что это совсем уж неосуществимая утопия, а я - вредный утопист, то я отвечу, что да, это утопия (а без утопии человек вообще не может; разве бытующие, скажем, в христианстве представления о Втором пришествии, Страшном суде и последующем Царстве божием на Земле - это не утопия? Пора уже отскрести от утопии налипшие при капитализме негативные коннотации), но такая утопия, которая прорастает сквозь рабское настоящее то тут, то там. Скажем, в одном маленьком аргентинском городке два года назад рабочие захватили керамический завод фирмы "Zanon", на котором сами работали. Раньше им запрещали навещать друзей в соседних цехах (и для этого одевали в комбинезоны разного цвета - чтобы сразу видно было, кто куда ходит), запрещали пить чай мате во время работы, взвинчивали темп производства (отчего неопытные, как правило - пацаны и девчонки, - попадали в машины, калечились и гибли) и недоплачивали зарплату. Во время кризиса 2001-2002 годов хозяева вообще прекратили платить, остановили завод, а работников решили выбросить на улицу. Рабочие же решили иначе. Они заняли завод, выбросили администрацию, восстановили производство, сами наладили закупки сырья, сбыт и охрану предприятия, все вопросы решают сообща. И так дела ведут уже два года. И им не надоедает. А ведь могли бы растащить горшки да плитку и пробухать последние деньги из сейфа директора. Но не растащили и не пробухали. Я не был в Аргентине, но я видел документальное кино про "Zanon", видел лица занятых там людей. Эти лица светятся счастьем и свободой. Потому что они уже не вполне РАБОТАЮТ на своём керамическом заводе, они на нём ИГРАЮТ.
Чтобы так стало во всём обществе, во всех странах и во всех городках, необходимы сознательные усилия и воля не только в общепланетарном масштабе, но и на каждом рабочем или учебном месте. Утопия осуществима.
Viva la Utopia!
Словарь терминов:
НГО - негосударственные организации (встречаются также другие названия того же самого - НКО - некоммерческие и НПО - неправительственные) - как правило, вполне безопасные для Системы структуры, в которые пытаются канализировать общественную активность с помощью различных фондов продвинутые капиталисты и государства. На Западе довольно часто встречаются НГОшники, не продавшиеся Системе с потрохами. У нас - крайне редко, можно сказать, почти никогда.
Дихотомия - ебу я, как это на русский переводится... Словарь иностранных слов куда-то задевал. Извините, писал я этот кусок практически во сне, слово само всплыло, но оно на месте стоит, стопудово, да и смысл из контекста даже мне понятен.
SMS - система коротких сообщений, придуманная специально для того, чтобы отвлечь затрахавшихся работать людей от мысли, что можно и не работать, а играть всю жизнь, причём значительно интереснее и здоровее, чем в SMS или в компьютерные игры.
Коннотации - что-то типа значений, не парьтесь, это я просто для красоты.
Влад Тупикин
[апрель 2004]