Китаянка: французский фильм, японский плакат
anatrrra Вечером пересматривал "Китаянку" Годара - впервые, наверное, лет за пятнадцать. Подметил момент, которому раньше не придавал большого значения: когда Гийом стирает с доски одно за другим имена "деятелей культуры", сбрасывая их, таким образом, со своего микроскопического маоистского "корабля современности", он покушается, было, и на имя Брехта, но быстро одумывается - стирает вместо него кого-то ещё и потом ещё, и ещё. В конце концов Брехт остаётся нестёртым один - в самом центре доски. На этом кадр заканчивается.
Подумал, не связано ли это с радикальной постановкой Брехта Massnahme (Мероприятие), в которой участие публики вообще не предусматривалась, а цель была в изменении сознания и содержания деятельности самих актёров. В сущности ведь сектанты из фильма Годара заняты примерно тем же - выстраиванием своего странного, выморочного театра внутри ограниченной четырьмя стенами временной коммуны.
Ну и ещё аллюзия на "Бесов" (Кирилов) талантливого контрреволюционного писателя Ф.М.Достоевского.
Что вообще Годар хотел всем этим сказать?
Друг как отрубил: "Контрик твой Годар!" А я вот пока раздумываю.