Палаточный городок Хранителей радуги возле Ростовской АЭС под Волгодонском, август 1996 года. Фото неизвестного фотографа
Ряженые Хранители радуги протестуют у здания атомного министерства. Москва, конец 1990-х. Фото неизвестного фотографа
Сегодня 26 апреля, 28-я чернобыльская годовщина. Тоже суббота, кстати (тематический художественный фильм Александра Миндадзе "В субботу", наверное, скажу, что обязателен к просмотру, кто не видел ещё).
Не хочется сейчас ломать копья на и тему того, что "мирный атом" - это абсолютное зло. Достаточно и того, что это абсолютное наебалово - он и не мирный, и не дешёвый, и не экологичный, как нам внушают атомные и гос.пропагандисты, и много чего ещё "не" в негативном ключе.
Я о другом. Я вот вспоминаю - в начале 90-х общее антиатомное убеждение было в советском и российском обществе столь упорным, что на соответствующие демонстрации протеста выходили, скажем, в атомном городе Балаково до десяти тысяч человек (лето 1990-го... ой, это ещё, собственно, конец 80-х, но - не суть). В середине 90-х власть просрала референдум по строительству Костромской АЭС, но всё же приступила к достройке АЭС Ростовской, что располагается в 13 километрах от городской черты Волгодонска, города, где на рубеже 80-90-х, тоже были большие антиатомные протесты.
Когда летом 96-го мы, "Хранители радуги", приехали туда, чтобы поддержать местных жителей в их борьбе против достройки атомной станции, за нас хотя бы была половина газет и точно - минимум половина города (верхнее чёрно-белое фото, где на мне нет кепки и толстых щёк, сделано как раз летом 96-го под Волгодонском). Но нас самих было уже мало, несколько десятков, поэтому однажды ночью люди в военной форме без знаков различия окружили нас и подвергли "фильтрации". Ну, это грабёж, избиение и запугивание в одном флаконе. Мы не испугались и не уехали тогда, и даже приехали снова, летом 97-го. И тогда...
Ладно, подробности расскажу в шесть вечера в воскресенье в цеху отделки ЦТИ "Фабрика" (Москва, Переведеновский переулок, 18), где мне предстоит читать небольшой доклад о левацкой политической сцене 1990-х.
Скажу только, что тот двухлетний бой мы - и жители Волгодонска - проиграли. Атомная станция была достроена и теперь функционирует.
И вообще, антиатомные протесты стали собирать всё меньше людей. И пусть по форме они были иногда очень красивы, как на этой цветной фотографии выше, где перед Минатомом выступают финские анархо-клоунессы и анархо-клоуны, но из-за своей малой численности и других факторов оказывались неэффективными. Тут, конечно, можно поспорить - а какие протесты после 1993-го вообще оказывались эффективными в России, какие добивались своих целей? Но меня больше волнует вопрос, почему настолько сдулась эта общественная антиатомная решимость, которая, казалось, была в позднем СССР всеобщей.
Люди что, так быстро всё забывают? Забыли Чернобыль?
***
Ну и да, отдельно: помимо моего выступления вечером в воскресенье 27 апреля на "Фабрике" пройдёт целое
АЧК-party, вечринка в поддержку политзаключённых
Ильи Романова и Алексея Сутуги. Приходите туда тратить деньги на книжки, майки с принтами, горячую еду, кружки, приходите слушать меня и бывших политзаключённых Андрея Соколова и Ольгу Невскую, приходить подпевать и подплясывать группе "Аркадий Коц". Вход 100, ну а дальнейшие расходы - как сможете и захотите.
Я с удовольствием рассказал бы про 90-е и бесплатно, и по другому поводу, да, собственно, не раз уже делал это. Но тут такое дело: государство постоянно продолжает необоснованно сажать людей, а адвокаты стоят немаленьких денег и эти деньги надо собирать. В том числе и таким образом, а что? ))