Александра Клюге в роли Розвиты Бронски в фильме своего брата Александра Клюге "Подённая работа для рабыни" (Gelegenheitsarbeit einer Sklavin). Фото отсюда:
http://www.worldscinema.com/2010/09/alexander-kluge-gelegenheitsarbeit.html Все тут втыкают по поводу 8 марта в один ролик что-то анонсирующий, я тоже повтыкал, но он короткий очень, как и положено на ютьюбе, минуты полторы, что ли, над ним надолго не задумаешься.
А тут давеча меня как раз спросили, что посмотреть и почитать по поводу 8 марта. Ну, некогда я и сам писал, но теперь мой текст подвергли критике, так что рекламировать я его больше не буду.
Вот что я рекомендовал бы точно, так это интервью с Ольгой Липовской,
взятое мною в 2004 году для глянцевого журнала, а оказавшееся в анархистском самиздате (так у меня вообще бывало не раз и не два), конкретно в Воле номер 19 с половиной. Называется оно вполне правдиво:
"У нас в стране странный гендерный перекос: женщины могут всё, а мужчины - ничего". - см.:
http://ru.indymedia.org/newswire/display/12094/index.php Там же было опубликовано ещё одно интервью, с Саней, вокалисткой белорусской панк-группы Contra La Contra (это она придумала и спела то, что теперь кричат на улицах по всей России: "Выйди на улицу, верни себе город!"), оно тоже 2004 года:
"Борьба за равенство происходит не на улицах, она происходит в мозгах". см.: -
http://ru.indymedia.org/newswire/display/12095/index.php Линки на другие материалы "Воли" женского рода (про riot grrrls, про то, чего добилось женское движение за 100 лет, про феминизм женских панков за 30 и т. д., и т. п.) я сейчас быстро не найду, а в целиковом виде её в сети, кажется, нет.
Ладно, вот немного теории. Насчёт известного феминистского лозунга "Личное - это политическое" я знаю три интересных текста:
Елена Гапова. "Кейт Миллет: личное как политическое"
Говорят, что во время событий 1968 года кто-то написал на парижской стене: "Выдумывайте новые сексуальные извращения. Я больше не могу..." Очевидно, это анекдот, но трудно придумать более яркое культурное свидетельство революции, одной из главных движущих сил которой стало "освобождение" сексуальности, впервые осознанной в обществе как политическая, то есть властная, категория. Эссе Кейт Миллет (родилась в 1934 году) "Политика пола" ("Sexual Politics") было одним из первых текстов, где "личное" было рассмотрено как политическое. Появившееся в 1968-м и ставшее событием в западном интеллектуальном пространстве, эссе предшествует книге с одноименным названием (1970), которая стала бестселлером, а теперь - классикой социальной теории и радикального феминизма (дальше тут:
http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/1035/1057).
Ну и собственно, само эссе Кейт Миллет "Политика пола":
http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/1035/1058 А также:
Кэрол Ханиш "Личное - это политическое" - см.:
https://sites.google.com/site/moscowfeministgroup/kerol-hanis-licnoe---eto-politiceskoe- Ну а ещё меня спросили, что можно показать 8 марта на тематическом вечере. И я немного "приплыл", если честно. Потому не мог вспомнить ни одного фильма напрямую про феминистскую борьбу (возможно, я их просто не смотрел или неправильно понимаю феминистскую борьбу).
Вот что я вспомнил, не совсем напрямую: это "Свинцовые времена" Маргарете фон Тротта, где речь идёт о двух сёстрах, одна из которых начала издавать глянцевый женский журнал, чтобы пропагандировать феминизм, а вторая решила, что настоящий феминизм - это участвовать в революционной террористической организации. Ещё "Легенды Риты" Шлёндорфа более или менее нормальное кино. Ну и, конечно, фильм Александра Клюге (тоже Германия, а как же) "Случайная работа для рабыни" - вот он, наверное, лучше всего подходит.
Чуть поподробнее о фильмах, которые я упоминал - под катом:
У Шлёндорфа и фон Тротта речь идёт о женщинах-участницах Фракции красной армии.
У Маргарете фон Тротта ("Свинцовые времена") конкретно о сёстрах Энсслин - одна пошла в террор, вторая стала делать легальный фем.журнал. Темы феминизма напрямую в лоб не ставятся, но всё время идут подтекстом в диалогах сестёр.
У Фолькера Шлёндорфа ("Легенды Риты"; немецкое название - "Тишина после выстрела") в основе картины - приукрашенная история Инге Фитт, участницы "Движения 2 июня" и той же Фракции красной армии. Правда, она в жизни не только жёсткая марксистка-ленинка, но и лесбиянка без загулов в мужскую сторону (в отличие от фильма), да и вообще она сейчас жива-здорова, отсидела свои 9 или 10 лет и занята легальной активностью. В фильме же конец трагический.
У Александра Клюге в "Случайной работе для рабыни" показана семья, где муж-инженер получает доп.образование, чтобы карьерно вырасти, потому не работает, а семью содержит жена-врач, зарабатывающая нелегальными абортами (речь о начале 70-х, когда аборты в Германии были запрещены). Потом лавочку по абортам спалила полиция, жена вынуждена практику прервать, муж идёт работать, но выясняется, что завод хотят перенести в Португалию и мужу грозит безработица. Вот тут-то женщина показывает себя не просто криминальным доктором, но и настоящей организаторшей социальной борьбы.
Несмотря на то, что в фильме Клюге есть очень жёсткая и предельно реалистичная сцена аборта, по тематике он лучше всего подходит для вечера 8 марта, в нём хотя бы нет этой террористической романтики, то есть он меньше уводит в сторону от темы борьбы женщин.
Ну вот. Если кто ещё чего ценного может посоветовать, пишите комменты.