ЧТО ПОСМОТРЕТЬ 8 МАРТА И ПОЧИТАТЬ ПЕРЕД

Mar 04, 2011 17:29



Александра Клюге в роли Розвиты Бронски в фильме своего брата Александра Клюге "Подённая работа для рабыни" (Gelegenheitsarbeit einer Sklavin). Фото отсюда: http://www.worldscinema.com/2010/09/alexander-kluge-gelegenheitsarbeit.html

Все тут втыкают по поводу 8 марта в один ролик что-то анонсирующий, я тоже повтыкал, но он короткий очень, как и положено на ютьюбе, минуты полторы, что ли, над ним надолго не задумаешься.

А тут давеча меня как раз спросили, что посмотреть и почитать по поводу 8 марта. Ну, некогда я и сам писал, но теперь мой текст подвергли критике, так что рекламировать я его больше не буду.

Вот что я рекомендовал бы точно, так это интервью с Ольгой Липовской, взятое мною в 2004 году для глянцевого журнала, а оказавшееся в анархистском самиздате (так у меня вообще бывало не раз и не два), конкретно в Воле номер 19 с половиной. Называется оно вполне правдиво:

"У нас в стране странный гендерный перекос: женщины могут всё, а мужчины - ничего". - см.: http://ru.indymedia.org/newswire/display/12094/index.php

Там же было опубликовано ещё одно интервью, с Саней, вокалисткой белорусской панк-группы Contra La Contra (это она придумала и спела то, что теперь кричат на улицах по всей России: "Выйди на улицу, верни себе город!"), оно тоже 2004 года:

"Борьба за равенство происходит не на улицах, она происходит в мозгах". см.: - http://ru.indymedia.org/newswire/display/12095/index.php

Линки на другие материалы "Воли" женского рода (про riot grrrls, про то, чего добилось женское движение за 100 лет, про феминизм женских панков за 30 и т. д., и т. п.) я сейчас быстро не найду, а в целиковом виде её в сети, кажется, нет.

Ладно, вот немного теории. Насчёт известного феминистского лозунга "Личное - это политическое" я знаю три интересных текста:

Елена Гапова. "Кейт Миллет: личное как политическое"

Говорят, что во время событий 1968 года кто-то написал на парижской стене: "Выдумывайте новые сексуальные извращения. Я больше не могу..." Очевидно, это анекдот, но трудно придумать более яркое культурное свидетельство революции, одной из главных движущих сил которой стало "освобождение" сексуальности, впервые осознанной в обществе как политическая, то есть властная, категория. Эссе Кейт Миллет (родилась в 1934 году) "Политика пола" ("Sexual Politics") было одним из первых текстов, где "личное" было рассмотрено как политическое. Появившееся в 1968-м и ставшее событием в западном интеллектуальном пространстве, эссе предшествует книге с одноименным названием (1970), которая стала бестселлером, а теперь - классикой социальной теории и радикального феминизма (дальше тут: http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/1035/1057).

Ну и собственно, само эссе Кейт Миллет "Политика пола": http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/1035/1058

А также:

Кэрол Ханиш "Личное - это политическое" - см.: https://sites.google.com/site/moscowfeministgroup/kerol-hanis-licnoe---eto-politiceskoe-

Ну а ещё меня спросили, что можно показать 8 марта на тематическом вечере. И я немного "приплыл", если честно. Потому не мог вспомнить ни одного фильма напрямую про феминистскую борьбу (возможно, я их просто не смотрел или неправильно понимаю феминистскую борьбу).

Вот что я вспомнил, не совсем напрямую: это "Свинцовые времена" Маргарете фон Тротта, где речь идёт о двух сёстрах, одна из которых начала издавать глянцевый женский журнал, чтобы пропагандировать феминизм, а вторая решила, что настоящий феминизм - это участвовать в революционной террористической организации. Ещё "Легенды Риты" Шлёндорфа более или менее нормальное кино. Ну и, конечно, фильм Александра Клюге (тоже Германия, а как же) "Случайная работа для рабыни" - вот он, наверное, лучше всего подходит.

Чуть поподробнее о фильмах, которые я упоминал - под катом:

У Шлёндорфа и фон Тротта речь идёт о женщинах-участницах Фракции красной армии.

У Маргарете фон Тротта ("Свинцовые времена") конкретно о сёстрах Энсслин - одна пошла в террор, вторая стала делать легальный фем.журнал. Темы феминизма напрямую в лоб не ставятся, но всё время идут подтекстом в диалогах сестёр.

У Фолькера Шлёндорфа ("Легенды Риты"; немецкое название - "Тишина после выстрела") в основе картины - приукрашенная история Инге Фитт, участницы "Движения 2 июня" и той же Фракции красной армии. Правда, она в жизни не только жёсткая марксистка-ленинка, но и лесбиянка без загулов в мужскую сторону (в отличие от фильма), да и вообще она сейчас жива-здорова, отсидела свои 9 или 10 лет и занята легальной активностью. В фильме же конец трагический.

У Александра Клюге в "Случайной работе для рабыни" показана семья, где муж-инженер получает доп.образование, чтобы карьерно вырасти, потому не работает, а семью содержит жена-врач, зарабатывающая нелегальными абортами (речь о начале 70-х, когда аборты в Германии были запрещены). Потом лавочку по абортам спалила полиция, жена вынуждена практику прервать, муж идёт работать, но выясняется, что завод хотят перенести в Португалию и мужу грозит безработица. Вот тут-то женщина показывает себя не просто криминальным доктором, но и настоящей организаторшей социальной борьбы.

Несмотря на то, что в фильме Клюге есть очень жёсткая и предельно реалистичная сцена аборта, по тематике он лучше всего подходит для вечера 8 марта, в нём хотя бы нет этой террористической романтики, то есть он меньше уводит в сторону от темы борьбы женщин.

Ну вот. Если кто ещё чего ценного может посоветовать, пишите комменты.

raf, кино, феминистки, теория, линки на статьи влада тупикина, книжки

Previous post Next post
Up