Питер, Уличный 17 октября 2010. Все фото в этом посте: Влад Тупикин
В воскресенье мы специально оделись потеплее и пошли на Соляной переулок, он идёт практически вдоль Мухи, - чтобы принять участие в последнем в этом сезоне занятии Уличного Университета. В Питере уже довольно холодно и Паша Арсеньев, приглашая нас, сказал, что больше часа занятие не продлится, никто ведь не выдержит больше. Выдержали два часа, потому что были две интересные темы. Только вот на дискуссию хладоустойчивости ни у кого не хватило.
Под катом чуть больше дюжины фотографий, до мегабайта весу не дойдёт.
Поначалу светило солнце, все бодрились, улыбались и были благорасположены друг к другу.
Паша, впрочем, возможно, что-то предчувствовал...
Он представил нам Адамса, человека, открывшего здесь же, на скамейках Соляного, бесплатную велосипедную мастерскую. Каждую субботу с 12 до 16 часов он приходит сюда с инструментом и запчастями, чтобы чинить велики тем, кто сам не может или не умеет этого делать: старушкам, детям, да, в общем, всем, кто придёт. На зиму Адамс переберётся под крышу, сейчас рассматривает два варианта дислокации своей мастерской - на Лиговке и на Гороховой. Склоняется в пользу Гороховой, хотя точно ещё не решил.
Кроме велосипедов Адамс неровно дышит к трамваям. Свой дисер он писал про становление трамвайного движения в Петербурге. К тексту диссертации приложены стихи русских поэтов, посвящённые трамваям. Стихи пришлось даже переводить на английский, так как на английском написана и сама диссертация. Это, вообще-то, естественно: Адамс американец.
Собственно, Адамс говорил о том, что Питер очень долго отсавался городом пешеходов и для пешеходов: метро до войны тут не было, автобусов было мало, да и билеты были дороги, извозчиками многомиллионное население особенно не повозишь, вот люди и ходили пешком. Понятие тротуара было не очень актуально почти до самой войны, потому что люди ходили где удобнее, как правило, по тем частям улиц, что позднее получили название проезжих.
Трамваи пришли в Ленинград довольно-таки поздно, в 1930-е. И... тут Адамс перешёл с русского на английский и я слегка перестал его понимать. Уверен, что его доклад был интересен, все слушали очень внимательно. Впрочем, трамай в Питере - это же просто культ, хотя градоуправляющая "тётя Валя" и борется с ним, что есть мочи.
В качестве положительного примера Адамс постоянно приводил Портлэнд, город, ситуацию в котором он знает, город, в котором куда лучше обстоят дела с велосипедами и общественным транспортом, нежели в Питере. Думаю, и со многим другим тоже - впрочем, это мой домысел, ибо Адамс старался от темы городской среды далеко не отходить.
Вслед за Адамсом выступал Леонардо. Он кокетливо предположил, что будет говорить по-хорватски, а мы все будем его нормально понимать, ведь славянские языки похожи. Однако аудитория предпочла слушать его по-английски с переводами А.Магуна...
...вот он, кстати, прикуривает.
Леонардо - оккупант. Но оккупант в хорошем смысле. Он был одним из организаторов недавней оккупации студентами Загребского университета (ликбез: Загреб - столица Хорватии, Хорватия - бывшая составная часть Югославии).
А ещё Леонардо - философ и студент философского. Потому вопрос у себя в Загребе они ставили с философкой широтой, молодёжной радикальностью и социально ответственной мудростью: они требовали бесплатного высшего образования.
Пока Леонардо посвящал нас в особенности культурного и научного ландшафта Хорватии - после череды авторитарных режимов и войн он скорее напоминает пустыню с отдельными маленькими оазисами, ну, примерно как в России, - солнышко повалило освещать Атлантику и Америку, воздух в Питере романтично синел, а вместе с ним синели и лица присутствующих. Вот Паша явно хочет подхлестнуть учебный процесс, но циклится на сигарете: так сиюминутное тепло может оказаться важнее стратегического прогревания. Это я, впрочем, не в упрёк Паше. Уж после этой отличной
эпопеи с Пищей для ума, которую они устроили во дворе Филфака СПбГУ, после всех этих ежедневных бесплатных кормлений горячей пищей студентов силами самих студентов и после того, как декан Филфака пообещал выделить им помещение столовой для раздач еды, Паша, чесслово, вполне может выкурить сигаретку. И даже две, я полагаю.
Леонардо, меж тем, говорит о том, что ментов в начале студенческой оккупации администрация Университета вызывать побоялась - во избежание крупных репутационных потерь.
Так они и срывали учебный процесс несколько месяцев. Каждый день собирали пленум - общее собрание, на которое ходило постоянно больше 1000 человек.
Важным результатом стало не только распространение забастовки на все другие университеты Хорватии, не только частичное отступление правительства (закон о частичном бесплатном образовании - на первых курсах, - уже быстренько принят, хотя раньше о таком даже думать боялись), но и распространение идеи пленумов вширь. Студенты подговаривают проводить общие собрания рабочих, крестьян, проводящих демонстрации протеста на своих тракторах, и т.д., и т.п.
"Повареная книга оккупации университета" тоже явилась одним из результатов. Помимо хорватского оигинала, доступного в сети, она уже вышла отдельным изданием в Вене, вот-вот будет напечатана в Лондоне... О русских переводах, конечно, ничего не известно.
С левой традицией в Хоравтии всё довольно херово обстоит, А.Магуну, например, это очень хорошо известно. Одна группа "Праксис" это и в самом деле немного маловато. Так что студентам-бунтарям пришлось многое изобретать на ходу.
Ребята с философского, впрочем, с этим вроде нормально справились. Правда... Правда в том, что их действительно поддержали во всех университетах Хорватии, но - только на гуманитарных факультетах. Технари остались в стороне. Впрочем, меня это нисколько не удивляет. Ещё со времён "Циклона Б", атомной бомбы, а ранее - иприта, пулемётов и первых концлагерей, - технократы всё время делали вид, что просто решают технические задачи, нисколько не задумываясь о социальном и гуманитарном смысле этой "техники" и "механики"... Твари.
Тварей, впрочем, довольно и на гуманитарной стезе. Вот, например, некто Дугин написал специальную книгу про Хайдеггера времён конца 1930-х - середины 1940-х годов, как сказано в аннотации. Ещё там сказано, что, дескать, именно о ту пору Хайдеггер судил-рядил о конце европейской старой цивилизации и необходимости нового бравого начала, нового порядка даже. То, что в это время сограждане Хайдеггера и их поганый фюрер организовали мировую войну, смело отправляя на смерть десятки миллионов людей, псевдопрофессора с соцфака, видимо, откровенно не волнует. Или, наоборот, откровенно вдохновляет? Ладно, Дугин известная старая тварь. Но почему приличный, вроде бы, магазин "Порядок слов" выставляет этот откровенный дрэк на почётном лотке под видом научной книжки - это у меня уже возникают вопросы.
Впрочем, вопросы эти, конечно, не к Уличному, а ко всей современной русской интеллектуальной, простите, "элите".
Не западло, граждане интеллектуалы?
Тут я пропускаю несколько фотографий и несколько сюжетов. Во-первых, они (фотографии) у меня получились однотипные, не то что у тов.
anatrrra, которой просто некогда их вывешивать из-за слишком большой занятости по работе... Во-вторых, они (сюжеты) плохо мне запомнились тогда (из-за холода) и плохо припоминаются теперь (из-за сонливости). Ну, всё-таки не май месяц и не рабочий полдень...
Напоследок скажу, что Уличный на зиму перебирается всё же в помещения. Будет вечерняя школа на истфаке - по четвергам, дважды в месяц. Будет что-то ещё на филфаке... В общем, следите за сообществом
newstreetuniver, не промахнётесь.
Ну и пара замороженных картинок напоследок: женская и мужская. Хотел закончить женской, но принцип хронологии нарушать неохота.
Она...
...и он.
Оба, между прочим, известные люди, но туда же - мёрзнуть вместе со всеми, внимать, покуривать изящно примятую беломорину, отхлёбывать "Жатецкого козла" и "Велкопоповицкого гуся" тёмнаго...
Да здравствует русская интеллигенция! Да здравствует хорватская интеллигенция! Да здравствует американская интеллигенция! Да здравствуют велосипеды! Трамваям слава!
А новый Годар, которого мы посмотрели тем же вечером, - он такой же, в сущности, Годар, каким был Годаром и 20, и 40, и 50 лет назад. Но об этом в другой раз.
С образованческим приветом,
Влад Тупикин
СПб-Мск, 17-18 октября 2010 года