Многие, наверное, уже слышали о новом бунте в пригородах Парижа, последовавшем за смертью двух подростков при столкновении с полицией в ночь на понедельник (см., например, здесь:
http://fireandash.livejournal.com/185554.html).
Пока я болею и времени разобраться конкретно с этой ситуацией 2007 года у меня ещё толком не было. Так что пока читайте мой текст двухлетней давности, написанный по мотивам тогдашнего бунта.
Российская пресса и обыватели всё тогда валили на фактор национальный, понаехали, мол, свиньи иностранные, высокой европейской культуры не одупляют и, знай, бесятся... Сдаётся, что это совершенно не так. Что причины - социальные. Просто теперь вот так выглядит бунт бедных против богатых в конкретно этой стране.
Ну, в общем, интересующиеся - см. под катом.
За "сволочей" ответишь
Ждать автобуса поздно вечером возле конечной остановки парижского метро стрёмно. Ехать в нём вместе со "стайками" подростков (для таких "стаек" в жаргоне есть понятное и мощное слово "моб") тоже не сахар. А уж добираться в нощи до нужной тебе точки ночного привала - стрёмно в кубе. Я был безработным журналистом, когда оказался в Париже два года назад и рассчитывать на заселение в гостиницу с видом на Эйфелеву башню, конечно, не мог. Но я не то, чтобы справился со стрёмом, я привычно влез в него, как влезаешь в старую любимую куртку, которую позабыл в чулане несколько лет назад. Весь этот парижский пригород напомнил мне тогда что-то настолько родное и знакомое, что я просто улыбнулся пацанам из местного моба и поправил на плечах старую куртку (достанную из чулана). И теперь слушать все эти страшилки про нынешний парижский бунт якобы "чёрных против белых", "мусульман против христиан" и т.п. мне просто смешно. Расовые различия и религиозная принадлежность тут совсем не при чём.
Понять подростков, поднявших восстание в пригороде Парижа, довольно просто. Для этого надо позабыть, что они, якобы, арабы. Надо понять, что они французы. Но не простые французы, а такие, которые занимают на социальной лестнице самую нижнюю ступеньку. Бедные, безработные, плохо образованные, из многодетных семей, живущие в районах, где все твои соседи - бедные, безработные, плохо образованные... В районах, где некуда тянуться. Где нет другого примера, другой доли. Понять этих подростков несложно тем, кто вырос на окраинах с типовым жильём - нескончаемыми рядами одинаковых серых и сероватых домов-стен, выстроившихся вдоль дорог и внутри кварталов, с поликлиниками, ментурами, школами и детскими садами как единственными постройками, не считая жилых домов и магазинов (какие клубы, какие бассейны, о чём вы?) - в таком районе на окраине Москвы вырос я сам, в таких районах на окраинах Питера, Волгограда, Ростова, Краснодара, Иркутска, Владивостока выросли мои друзья и подруги. Я играл на стройке, на плитах. Нашим любимым занятием была "угроза детского травматизма". Мы гоняли по этим плитам в прятки и в салочки, нарезали круги наперегонки, жгли костры из травы, старых газет и обрезков телефонного кабеля (вот он, дым моего отечества!), а потом мы выросли и кто-то из нас пошёл в институт (таких было меньшинство), кто-то в банду (таких тоже немного), а все остальные просто пошли за пивом в соседний ларёк.
На таких окраинах идёт своя жизнь. И рецепт, что с ними делать, давно известен. Побольше денег в развитие социальной сферы, побольше клубов, спортплощадок, побольше педагогов, работающих на улицах, а не в школьных классах, побольше разнообразия, побольше вытягивания жителей гетто за его пределы, побольше втягивания их в обычную жизнь всего города и всей страны. Нужны деньги, внимание, терпение и добрая воля. И ещё нужно равенство, настоящее, а не только в декларациях.
Ведь началось-то с чего - двое пацанов, спасаясь от полиции, погибли от удара током в трансформаторной будке. Тут бы полиции извиниться, помочь семьям, разобраться с поведением своих патрулей на окраинах (бьют ведь, что говорить, бьют - все мы знаем, как это бывает), ну, там ещё как-то выразить местным респект. Перетереть. А французский министр внутренних дел просто назвал молодёжь сволочами, сбродом, прямо по телевизору. За "сволочей" и отвечает. Только уже не один, а вместе со всем французским обществом.
Влад Тупикин
ноябрь 2005 года