СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ 2006 - КАК Я НЕ СТАЛ РЕВОЛЮЦИОНЫМ МАРКСИСТОМ

Dec 25, 2006 16:19

В ноябре я ездил в Калининград (http://tupikin.livejournal.com/156873.html), выступал на семинаре "Как изменить мир - создать свой собственный" (http://tupikin.livejournal.com/165869.html), дико, надо сказать, зарядился (http://tupikin.livejournal.com/159050.html), и вот месяц с небольшим спустя "Журнал группы Экозащита!" опубликовал отрывки из моего выступления перед калининградскими неформалами, панками и анархистами. Я подумал, что это вполне годится заместо святочного рассказа (всех, кто празднует - с Рождеством!). Учитывайте, что речь разговорная, почти нередактированная, то есть это не статья никакая, а именно телега о пережитом, правдивый гон или, если угодно, святочный рассказ-2006. Он из трёх частей (общий заголовок и подзаголовки даны редакцией калининградского журнала). Если смотреть по самой обширной части, то я бы назвал всё это "Как я не стал революционным марксистом".


Влад Тупикин

ЗАЧЕМ БОРЬБА?

[текст из 29-го номера "Журнала группы Экозащита!", отрывки из расшифровки устного выступления в Калининграде 11 ноября 2006 года]

ОТКУДА БОРЬБА?

Привет, меня зовут Влад Тупикин. Я родился в Москве, что, конечно, не почётно, но тем не менее. И всю жизнь там прожил. Почему я рассказываю всё это? Так вышло, что я застал зарождение анархического движения в нашей стране. Я учился с нужными людьми на одном курсе. Они всё это придумали, а я - за компанию [шутка!]. Теперь они руководят комитетами в Госдуме, занимаются пиаром, руководят телевидением в Ямало-Ненецком (или каком там?) автономном округе, ездят убивать зверей в Намибию, а я всё ещё занимаюсь всей этой фигней. Странно так вышло: я зашёл за компанию, а остался дольше всех. Но так бывает.

Я себе написал три вопроса для начала: зачем что-то делать, как что-то делать, и что, собственно, делать. Возможно, мои вопросы, которые я написал в начале, были лишними. Вы всё и так хорошо знаете. Для меня они, тем не менее, стоят. Уже больше двадцати лет я всем этим занимаюсь. Но всякий раз я задаю себе вопрос о смысле: а зачем, собственно?

Наверное, главное, зачем это всё делать - чтобы было как-то не скучно. Хотя мотивация может быть разная.

Например, когда я поступал в институт, ещё Брежнев был жив. И была совсем другая эпоха, я готовился жить в другой стране, готовился сесть в тюрьму, видимо, потому что невозможно было это всё выносить, было понятно, что невозможно. Не знаю, откуда мне было это понятно. Мне как-то было понятно, что терпеть такую жизнь нельзя, надо что-то делать. И мы панк-рок не слушали. Мы читали Маркса и Ленина, и в 85-ом году, когда пацаны вернулись из армии (а меня туда не взяли), мы создали Оргкомитет Всесоюзной Революционной Марксистской Партии - звучало офигительно. Была такая теория, что нужна новая пролетарская революция, безусловно, но как она может произойти? Надо сконцентрировать революционные силы на всех ведущих заводах страны. Начнем с Москвы, понятно, мы же тут живём, поэтому, конечно, сердце революции будет находится там, где мы находимся. Это была такая, наверное, наивная постановка себя в центр мира, но она в чём-то правильная. Надо уметь адекватно ставить себя в центр мира. Главные события происходят здесь. Там, где мы находимся в данную секунду. Это правильно.

Один из нас, пока служил в армии, проводил там революционную агитацию. Они как-то там занимались, собрали пятнадцать человек, которые поклялись, что да, мы сейчас приедем домой, после армии, и через две недели попадём в Москву, устроимся на ведущие заводы, начнём создавать революционную партию.

Самое смешное, что нашелся один человек, который действительно это сделал. Не пятнадцать, но один. Который приехал в свой Архангельск, обнял любимую, поздоровался с родителями, завершил все свои дела, и приехал в Москву, устроился на ЗИЛ - Завод имени Лихачёва, автомобили... и там пытался развивать революционную пропаганду. Восемьдесят пятый год.

В этой маленькой партии, в которую я тоже вступил, было нельзя пить, нельзя верить в бога, было обязательным платить большие членские взносы, и надо было постоянно, неустанно, каждый день читать Маркса, Энгельса и Ленина. Я поэтому довольно быстро вышел из этой партии, потому что я любил пить пиво...

Как-то раз, стоя в одном из московских кабаков, уже на седьмой или восьмой кружке пива в одно рыло, я подумал: какая я всё-таки собака, состою в революционной партии, и ни хрена не читаю теоретиков. Надо поехать... Надо, собственно, сейчас, немедленно, пойти и почитать теоретиков.

И я пошёл. Это было рядом с Исторической библиотекой, там, в свободном доступе, был Ленин, Маркс... Я пришёл туда абсолютно на рогах, меня еле-еле пропустили внутрь, по билетику. Я подошёл к полке, взял первый попавшийся коричневый томик, открыл его наугад. Это оказалась статья Фридриха Энгельса "Семья и брак при коммунизме", очень для меня актуальная в тот момент - меня девушка как раз бросила, и я очень переживал. Мне статья понравилась, и я стал её конспектировать, в том состоянии, в котором я был. Законспектировал, и самую важную мысль написал на форзаце тетрадки. Потом подумал: "Ладно, я сейчас очень пьян, я одну статью законспектировал - хорошее начало для революционной работы. Всё, завтра продолжим". И я с такими мыслями доехал - не помню, как доехал - домой, не помню, как лёг спать. Когда я встал, долго вспоминал, что было вчера: "А, я кажется, Ленина или кого там конспектировал... Энгельса". Открыл тетрадку посмотреть: ну, какой-то конспект. Мысль такая, довольно банальная, конечно, но мне показалась очень важной. И главное, там была подпись, я аккуратно её обвел несколько раз, и написал: "МАРСК и ЭНГЕЛЬ". И это была секунда правды для меня самого: я понял, что эти люди останутся для меня навсегда Марском и Энгелем, и поэтому я не буду больше читать эту теорию. Пошло оно все...

Я пошёл к нашему партийному вождю, и сказал: "Дорогой друг, я выхожу из партии, это не предательство, просто я как-то не могу осваивать этого Маркса каждый день, не прёт меня это всё. Давай, когда вы до листовок дойдёте, я с вами буду в этом участвовать, буду печатать листовки, у меня есть фотоувеличитель, я за ночь двести листовок вам сделаю фотоспособом..."

До листовок не то что бы так и не дошло... Когда до листовок дошло, мы были другими, и страна была другая. Так я не стал революционным марксистом.

ПОЧЕМУ БОРЬБА?

Это неважно, с чего человек начинает, неважно, как он выглядит, неважно даже, какое у него образование, к какому классу он принадлежит - это неважно. Главное, чтобы у него было творческое начало, и чтобы он хотел что-то делать.

Зачем? Ну да, чтобы не скучно. Зачем? Ну да, чтобы справедливость какую-то устанавливать в мире.

Конечно, мир устроен несправедливо, вы все это понимаете.

Можем ли мы полностью изменить мир? Да фиг его знает. Во всяком случае, мы можем изменить тот мир, который вокруг нас, это совершенно точно. То есть, вот этот мир, в котором мы живём сегодня - город, наш двор, наших соседей, наших друзей - во всяком случае, мы можем попробовать изменить. Надо верить в свои силы.

...Страна у нас большая, в каждом городе есть что-то интересное. Я, вообще-то, призываю побольше ездить, почти в любом направлении. То есть можно ездить на запад, можно ездить на восток, это почти всё равно, в каждом городе есть что-то, заслуживающее внимания. В нашем небольшом сообществе, сообществе активных, думающих, нестандартных людей, альтернативных, у которых устроены мозги немножко по-другому, которые действуют немножко по-другому, очень многое зависит от каждого человека, это надо понимать. Хотя бы потому, что нас не очень много. Это интересно: от каждого из вас действительно что-то зависит.

Обстановка в разных городах отличается. Когда мы приехали в Питер к саммиту Большой Восьмёрки, там как-то не было ничего готово, зато кое в чём другом в Питере интереснее и лучше, чем в Москве.

КАК БОРЬБА?

Различия в наших сообществах велики, но это должно не обламывать, я считаю, а вдохновлять. То есть от каждого из вас зависит многое. На самом деле, участие в таком движении, в таких "дурацких" акциях, в "ненастоящей" как бы прессе, в самиздате, электронном самиздате, во всяких сайтах, в съёмке такого видео, и прочее - это существенно.

Я мог бы долго ждать, пока мне не поручат руководство какой-нибудь газетой, но, во-первых, когда большой коллектив, это приводит к эксцессам, а во-вторых, я могу и сам что-нибудь сделать, я могу взять статьи своих друзей, свои, сделать какой-нибудь простенький макет, и получится газета. Ну да, кем-то она будет восприниматься как ненастоящая - ничего страшного. Зато кем-то будет восприниматься вполне. Это на самом деле вариант реализации себя, своих творческих способностей, в том виде, в котором вы их хотите реализовать сейчас, и возможность влиять на тех, на кого, может быть, ещё можно повлиять.

Рядовой житель нашей страны не очень счастлив, потому что в нашей стране человеку показывают, что от него ничего не зависит. Я имею в виду не неформалов, а просто людей. Показывают, что инициативу не надо проявлять, что она наказуема, что тихо надо сидеть. Если ты поднимешься в бизнесе, то тебе рога обломают, если ты поднимешься ещё в какой-то сфере, тоже рога обломают. Мы смотрим на Запад, и думаем, что там получше, может быть. Но это не совсем так. Изнутри западного общества для рядового жителя Западной Европы жизнь тоже сложна, и они, европейцы, в общем, не счастливы. У них своего рода проблемы. Во многих странах сейчас происходит социальная катастрофа, в Германии, например, формируется новый слой нищих. У нас, в России, была введена монетизация льгот, у них одновременно с этим приняты антисоциальные законы.

...Мы сейчас находимся в такой ситуации, когда непонятно, как дальше, но понятно, что как-то надо. Мы можем пойти по обычному пути, получить нормальную профессию... что, собственно, плохого? Я знаю много специалистов, которые где-то работают... Я имею в виду не специалистов-профессионалов, а людей, которые много знают о чём-то. Например, человек знает всё про панк-рок. Он знает кто, в каком году, какую спел песню, где она издавалась, как попала в Россию... И что дальше? Человек всё это знает, но что он делает? Можно пойти по такому пути, стать коллекционером бесполезных, "только для себя", знаний, культурных, или политических, или научных, и никак их не применять. Важнее то, играешь ли ты сам, организовал ли ты хотя бы один концерт. Не обязательно хорошо разбираться в истории "Фракции Красной Армии" или "Революционных Ячеек". Важно то, сходил ли ты сам хотя бы на один митинг у себя в городе. Важнее то, что ты сделал сам, персональная политика и персональная ответственность.

Для того, чтобы кого-то найти, надо куда-то ходить. Надо не перед компьютером сидеть, а где-то быть. Кому-то повезло попасть в институт, и там может произойти контакт. А кому-то не повезло, он попал не в тот институт, или вообще не попал в институт, а попал сразу на рынок, или на завод.

Есть теория о том, что настоящие движения не зарождаются среди сильно заёбанных людей. Бунты происходят, да. Для того, чтобы зародилось движение, нужно, чтобы люди чувствовали унижение своего достоинства. У сильно заёбанных достоинства нет, они на земле.

Для меня не важно, поднимается ли чёрный флаг, или нет. Дело не в этом. Важны принципы. Важно то, насколько люди в своей ежедневной деятельности реализуют анархические принципы. Если человек ходит [на митинге] с чёрным флагом, а потом приходит домой, и говорит: "Так, жена, быстро, борщ на стол!", или в торец ей, если она что-то не то, а такое повсеместно, то это не анархизм, что бы при этом тот человек о себе не думал.

Анархисты происходят из практики осуществления государственной власти. Если есть какое-то государство, будут анархисты. Их сама жизнь рождает. Потому что если у тебя открыты уши, глаза, и другие органы чувств, и ты со вниманием относишься к тому, что происходит, а не только к своим личным проблемам, то тебе приходят в голову такие идеи. Останутся они у тебя, или нет, это уже от многих факторов зависит. От твоих, личных, от окружения, от того, что кто-то тебе вовремя скажет: "Да, чувак, точно!" Или не скажет.

Мы не можем изменить всю страну, и сразу. Но изменить жизнь вокруг себя - можем.

Влад Тупикин. Из выступления в Калининграде 11 ноября 2006 года

Этот текст опубликован в 29-м номере журнала "Экозащита!". Это бумажный журнал, в сети в обозримое время не появится. Также в номере статьи Алексея Козлова ("Между произволом и безопасностью"), Александры Королёвой ("Страна дилетантов", "Авандюны, фашины и история"), Алексея Милованова ("Деньги не жахнут", "Косу испортили маслом"), Галины Рагузиной ("Цезий, рыба и вода подружились навсегда"), Владимира Сливяка ("Кто у нас здесь самый главный", "Транспортировки радиоактивных материалов") и других авторов.

Заказать журнал можно, написав по адресу 236000, Россия, Калининград, главпочтамт, а/я 1477, "Экозащита!" или по электронному адресу ecodefense [собака] ecodefense [точка] ru

Previous post Next post
Up