Утро 3 апреля. Информационное сообщение о том, что 17 рабочих-таджиков сгорели заживо в результате ночного пожара на крытом рынке на юге Москвы. Слушаю радио «Русская служба новостей». Много внимания уделяется катастрофе самолета в Тюмени, возгоранию на башне «Федерация», а о гибели гастарбайтеров - одной строкой.
Вот это-то и ужасно. О трагедии с человеческими жертвами где-нибудь на другом конце света, да хотя бы и о расстреле в одном из калифорнийских университетов, будут рассуждать больше. Но тут же гастарбайтеры.
Дело не в РСН. Это просто пример. Для всех нас гастарбайтеры, давайте признаемся, это люди 2-го сорта. Не согласны? Скажете, что 1-го? Позвольте не поверить. Ведь вы же не согласитесь, чтобы ваша дочка вышла замуж за гастарбайтера! А если бы она собралась, сочтете, что ребенок сошел с ума. Мне довелось наблюдать такую реакцию в Греции, где девушка из украинской семьи, приехавшей в Афины строить газопровод в конце 90-х годов и обжившейся на греческой земле, объявила родителям, что ее жених - гастарбайтер из Молдавии. Разразился страшный скандал. Отец и мать в один голос кричали: только через наши трупы. Их даже не остановило то, что дочь уже забеременела. Они согласились на рождение ребенка, но никак не на ее замужество.
Некоторый юмор ситуации заключался в том, что они сами были гастарбайтерами, хотя и высшего разряда, поскольку приехали по оргнабору, а не самотеком, как бедный молдаванин. Что уж говорить о сгоревших таджиках, которые спали, как скот, в 4 наката. Нет, неправильно. Скот содержат лучше.
Зато в таких или подобных условиях, что и погибшие, живет большинство таджиков и киргизов, работающих на стройках Москвы. Их рабским трудом богател и дальше будет богатеть строительный сектор столицы, который вышел на докризисные показатели. «Лимитчики» из регионов, завозимые в советское время для восполнения нехватки рабочих рук в Москве, жили в общежитиях. По-человечески. Все дело в том, что тогда норма прибыли не была на первом месте. Теперь она разделила людей на сорта.
Министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу осудил условия, при которых жили рабочие. На фарисейские сетования высокого начальства гастарбайтеры вполне могли бы ответить: напрасны ваши сожаленья, их вовсе не достойны мы.