Прерванный полет. Первые итоги.

Feb 17, 2016 17:00



Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел,
Потрусили за ствол - он упал, упал,
Вот вам песня о том, кто не спел, не спел…
Владимир Высоцкий «Прерванный полет»

Работа еще не закончена. Я очень надеюсь, что она продолжится, но уже сделано не мало, и можно подвести предварительные итоги.
Этой публикацией хочу начать рассказ об одном проекте, который мы назвали "Прерванный полет". Основная идея, которого заключается в установке мемориальных табличек на местах гибели советских летчиков во времена Великой Отечественной войны и предвоенных конфликтах.
Подобная идея не нова. Очень часто, в разговоре с поисковиками можно услышать, что подобные мысли приходили им в голову, но зачастую у них просто не хватает времени этим заняться - полевые работы и работа с архивами отнимают много времени, а именно они помогают определить имена погибших. Есть места, где уже есть подобные таблички и даже памятники, но имен еще много, а многие еще предстоит узнать и сделать.
В настоящее время нами установлено уже шестнадцать памятных знаков в Московской, Смоленской, Калужской , Тверской и Мурманских областях, а также в республике Монголия. Я еще расскажу о каждом случае, а сейчас - как все начиналось, о людях которые нам помогали, и вкратце о проделанной работе.

***
В жизни любого человека может случиться событие, которое, если не коренным образом поменяет его жизнь, но укажет новое направление в его деятельности. До сентября 2011 года о поисковом движении я знал только понаслышке и не предполагал, что прикоснусь к нему.
По приглашению моего друга Анатолия Елисеева, я вместе с ним поехал в Мурманскую область, где в далеком 1942 году погиб его родной дядя -  старший лейтенант Елисеев Анатолий, не вернувшийся с боевого задания на аэродром Мурмаши. Моему другу, которого назвали в честь дяди, Анатолием, удалось узнать судьбу своего родственника и место его гибели..
17 сентября 2011 г. возле обломков самолета на большом валуне нами была установлена мемориальная табличка. Тогда это еще не было Проектом, а было скорей семейным делом моего товарища, но именно тогда и родилась Идея... (об этой поездке я уже писал в публикации "Осень, тундра, самолет.. .)


Мемориальная табличка на месте гибели ст. лейтенанта Елисеева - с нее и начался наш Проект.

Мысль заняться этим делом возникла еще в Мурманской области, на обратном пути в поезде она окончательно оформилась, а по возращении в Москву я поделился ею с Анатолием, и он поддержал меня. Идея идеей, но надо было с чего-то начинать. Мы понимали, что без помощи поисковиков нам не обойтись, и я через социальные сети пытаюсь выйти на кого-нибудь, кто сможет нам помочь.  Первым откликнулся Владимир Донатович  Богомолов, командир поискового отряда из г. Нарофоминска . Встреча с ним послужила началом цепочки знакомств, которые и позволили Идее превратиться в проект.

Вторым звеном было знакомство с Сергеем Катковым и Александром Кудрявцевым, совместно с которыми в Гагаринском р-не Смоленской области было установлено три памятных знака:
8 декабря 2013 года близ деревни Аржаники на камне, привезенном Александром Кудрявцевым, установили табличку о том, что на этом месте 9 августа 1942 г. на самолете ЛаГГ-3 погиб штурман 523 истребительного авиаполка капитан Кузькин Михаил Георгиевич.


А 12 марта 2014 г. установили памятный знак ведомому капитана Кузькина сержанту Каратаеву(Коротаеву) Михаилу Ивановичу, погибшему в том же воздушном бою. Его самолет врезался в землю недалеко от несуществующей нынче дер. Городок.


Спустя год, 21 февраля 2015 г., мы снова едем в Смоленскую область, где в окрестностях деревень Вешняки и Раменки 8 августа 1942 года на самолете Як-1, таранив вражеский бомбардировщик Ю-88, погиб комэск 236 ИАП капитан Тарасов Анатолий Леонидович.


***
Еще во время нашей первой встречи Владимир Донатович Богомолов рассказал мне, что принимал участие в раскопках одного самолета в Чеховском районе. За подробностями он отправил меня к своему другу Хрунову Вячеславу Ивановичу.
Подробности были такими - 12 ноября 1941 г. не вернулись с боевого задания два самолета 455 дальнебомбардировочного полка. Командиром одного экипажа был лейтенант Яковенко, другого - младший лейтенант Поветкин. Возле населенного пункта Высоково они были атакованы истребителями противника. Места, где упали самолеты, были найдены. Вячеслав Иванович передал мне копии документов по этому случаю, но даже мой скудный опыт в этих делах подсказывал мне, что не совсем ясно где какой самолет упал, и мы решили пока подождать с установкой памятных знаков. На этой теме я познакомился с Игорем Михайлюком, который так же считал, что надо еще разобраться с этими самолетами. Но ему очень понравилась наша идея, и началось плодотворное сотрудничество, в результате которого было установлено шесть мемориальных табличек на местах гибели летчиков, имена которых установил Игорь.

27 апреля 2014 г. недалеко от дер. Богоявление Подольского р-на было установлено два памятных знака:
экипажу бомбардировщика ДБ-3ф 452 ДБАП - предположительно самолет был сбит немецкими истребителями возвращаясь с задания 24 октября 1941 года;


Памятный знак экипажу бомбардировщика ДБ-3ф
(Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Рецкий Борис Евгеньевич,стрелок-бомбардир лейтенант Мухамедянов Юмадил Мухамедович,
воздушный стрелок-радист младший сержант Поздняков Василий Яковлевич  и воздушный стрелок младший сержант Лашкин (Лошкин) Василий Егорович.)

Днем ранее, 23 октября 1941 года, всего в трехстах метрах от места падения самолета старшего лейтенанта  Рецкого, упал еще один самолет - И-16, пилотируемый сержантом 495 истребительного полка Цыганковым Анатолием Семеновичем.


26 октября 2014  около деревни Воробьи Жуковского района Калужской области была установлена памятная доска на месте гибели экипажа самолета ДБ-455 ДБАП. Самолет не вернулся с боевого задания 25 октября 1941 года.


Памятный знак на месте гибели экипажа бомбардировщика ДБ-3ф

(Командир эскадрильи старший лейтенант Русов Андрей Андреевич ,штурман эскадрильи младший лейтенант Бокарев Константин Михайлович, воздушный стрелок-радист сержант Жаров Александр Васильевич и воздушный стрелок младший сержант Герчинов Николай Игнатьевич)

6 декабря 2014 года совместно с Игорем Михайлюком были установлены еще два памятных знака экипажам бомбардировщиков.

Один, примерно в двух километрах северо-западнее н. п. Кресты Подольского р-на Московской области ,экипажу самолета ДБ-3А, 22 дальнебомбардировочного авиаполка. 4 ноября 1941 г.самолет был подбит зенитной артиллерией противника прямым попаданием в кабину летчика - командир звена лейтенант Авдеев Василий Николаевич и штурман звена лейтенант Солдатенко Степан Алексеевич погибли. Стрелку - радисту  старшему сержанту Хабакову и стрелку сержанту Кацимову удалось спастись на парашюте, и они вернувшись рассказали о случившимся.


Второй, в полутора километрах северо-западнее д. Шубино Подольского р-на Московской обл. на месте гибели пилота 212 дальнебомбардировочного авиаполка младшего лейтенанта Мартынкова Тимофея Кузьмича. 2 декабря 1941 его самолет ДБ-3ф был подбит зенитной артиллерией и истребителями противника в районе г. Истра. Все кроме пилота выпрыгнули, а лейтенант Мартынков, видимо, пытался совершить вынужденную посадку и погиб.


21 ноября 2015 года - еще один памятный знак погибшему летчику, имя которого установил Игорь, на этот раз летчику истребителю 188 ИАП, младшему лейтенанту Зябрикову Алексею Степановичу, его самолет МиГ-3 не вернулся с боевого задания 25 октября 1941 г. Уже в наше время обломки самолета были найдены поисковым отрядом «Вороновский рубеж» (руководитель Зенкин Роман Александрович) недалеко от дер. Семенково (Новая Москва).


***
Уже занимаясь проектом, я вспомнил, что мой друг и однокурсник  Юрий Свойский одно время занимался историей авиации, и может быть нам полезен. Поговорив с ним, оказалось, что он довольно серьезный исследователь в этом деле. Ему очень понравилось то, чем мы занимаемся и рассказал о нас своему знакомому из Иркутска Игорю Сеченову -  руководителю поискового отряда "Восточный рубеж", и в результате я лечу в Монголию, где 17 августа 2014 во время проведения поисково-мемориальной экспедиции, посвященной 75-летию событий на реке Халхин-Гол, в рамках нашего проекта был установлен памятный знак на месте гибели командира 3 эскадрильи 70 истребительного авиаполка капитана Юрецкого Виталия Ивановича, погибшего 22 июня 1939 года в воздушном бою с японскими истребителями.


***
Весной 2015 года, благодаря Владимиру Донатовичу, мы познакомились с поисковиками отряда "Беркут" из подмосковного города Бронницы - Надеждой Лобановой и Павлом Тарасовым. Они предложили вместе поработать и обновить памятник на месте гибели летчика 262 истребительного полка 6 авиакорпуса ПВО лейтенанта Якобсона Арнольда Мартыновича, погибшего во время воздушного боя с вражеским самолетом разведчиком 4 февраля 1943 г. Прежний памятник был сделан из дерева и сильно обветшал. Мы с радостью согласились, и 14 июня 2015 г. на окраине с. Никоновское появился новый маленький обелиск из известняка.




***
После поездки в Мурманскую область в 2011 году, на тематическом форуме "Тризна" я познакомился с поисковиком из Заполярного Альбертом Ничипорук и даже несколько раз встречались с ним, когда он был проездом в Москве. Так он рассказал, что нашли место гибели летчиков 20 Гвардейского истребительного авиаполка - капитана Хлобыстова и его ведомого младшего лейтенанта Колегаева. А это как раз тот полк, где служил дядя Анатолия, и нам захотелось установить на этих местах мемориальные таблички. Альберт познакомил нас со своим знакомым Владимиром Чернышовым, который работал по этим самолетам. Созвонившись с ним узнали, что это можно сделать не только этим летчикам, но еще и старшему лейтенанту Горелышеву из того же 20-го Гвардейского и лейтенанту Небольсину из 145 ИАП. Мы организовываем небольшую экспедицию в Заполярье, в ходе которой полностью реализовали задуманное.


Памятный знак на месте гибели гвардии младшего лейтенанта 20 ГИАП Колегаева.



Памятный знак на месте гибели лейтенанта 145 ИАП Небольсина



Памятный знак на месте гибели гвардии капитана 20 ГИАП Хлобыстова А.С.



Памятный знак на месте гибели гвардии старшего лейтенанта  20 ГИАП  Горелышева Д.А.
***
Чуть было не забыл рассказать еще об одном нашем мероприятии. Когда с Александром Кудрявцевым обсуждали установку памятного знака капитану Тарасову, он дал нам информацию и о другом летчике - младшем лейтенанте  66 истребительного авиа полка Алексееве Сергее Павловиче, погибшему 5 августа 1942 г. на территории Тверской области. Мы полагали, что получится установить в тот же день, и сразу изготовили две таблички, но лейтенанту Сергею Алексееву удалось это сделать только 31 октября 2015 г.


***

Я еще расскажу обо всем этом более подробно. Добавлю, что во время работы над проектом у нас  сложилась хорошая команда. Я занимаюсь общими организационными вопросами, Анатолий разрабатывает дизайн мемориальных табличек.


Авторы проекта "Прерванный полет" -  Анатолий Елисеев и Виктор Рыбьяков.
И конечно, без поисковиков и просто неравнодушных людей у нас ничего не получилось бы. Нам постоянно кто-то содействовал - помогал финансово, транспортом и т.п. И все они являются участниками проекта "Прерванный полет" Хочется сказать им - огромное спасибо!
СПАСИБО:
Владимиру Донатовичу Богомолову, Ивану Шаметову, Александру Кудрявцеву, Сергею Каткову, Игорю Михайлюку, Александру Пешкову, Евгению Колесову, Александру Резниченко, Сергею Дубровину, Юрию Свойскому, Игорю Сеченову, Максиму Пантелееву, Екатерине Лавровой, Владимиру Чернышову, Альберту Ничипорук, Константину Лукьяненко, Леониду и Дмитрию Голевым, Константину Титаренко, моему отцу - Вениамину Михайловичу Рыбьякову, Ларисе Пироговой, Роману Зенкину...

А работы еще не закончены. На 2016 год у нас большие планы.

Ниже я приведу список будущих публикаций. По мере написания ссылка станет активной.
1. Осень, тундра, самолет...
2. Они погибли в одном бою.
Часть 1
Часть 2
3. Один день и триста метров.
4. Под монгольским небом.
5. Обрывок бортжурнала.
6. Два бомбардировщика.
7. История одного тарана.
8. Защищая небо Москвы.
9. Экспедиция за Полярный круг.
10. Судьба летчика.
11. Есть только Миг...
___________________________________________





ВОВ, Мои проекты, Прерванный полет, самолет

Previous post Next post
Up