О Белом море, яхте "Беломор" и кусочках ветчины...

Aug 07, 2014 01:10


5 июля - 14 июля 2014 г
.

Иногда случается и такое, что все идет  наперекосяк, планы рушатся, и все идет не так, как было задумано... Видно - не судьба, говорим мы, и успокаиваем себя - Все что не происходит, происходит к лучшему... Но мне, больше всего, понравился вариант, подсказанный моим другом, когда я рассказал ему о наших "злоключениях"  - " В любом свинстве, всегда можно найти кусочек ветчины!"
Прежде, чем я начну свой рассказ, очень хочется сказать, что я не собираюсь делать анализ неудач, искать виноватых и крайних. Цель повествования - рассказать о еще одном моем приключении, сдобрить все это фотографиями. А что из этого получилось, решать Вам! ))
Любое приключение с чего-то начинается. И это, как и все остальные, тоже началось с начала....


А начало, как всегда или почти как всегда началось со звонка на на мой телефон. Позвонил, мой давний приятель, и задал, как мне показалось, совершенно дурацкий вопрос - не хочу ли я поехать на Новую Землю? Дело в том, что буквально за несколько дней до звонка, я бороздил просторы интернета, и размышлял, как же мне попасть на Матку, так Поморы величали в старину этот арктический архипелаг, который сейчас на  картах значится, как Новая Земля.
Я попросил товарища не задавать мне идиотских вопросов. Просьба выражалась еле сдерживаемым воплем - КОНЕЧНО ХОЧУ! Оказалось, что на Новую Землю планируется орнитологическая экспедиция, и нужен альпинист, так как работать предстоит на краю скал и нужна организация страховки...  За все платят, и возможно и зарплата будет, но я уже был готов ехать и так. На вопрос, что от меня требуется, мне дают номер телефона, и говорят, что на все вопросы ответят.
Так я познакомился с Михаилом Ивановым, фотографом - орнитологом. Очень хорошим человеком, и что особенно импонировало - "тронутым на голову", как и все по настоящему увлеченные люди. Сам, наверное, такой.
Подробности предстоящей поездки были следующими, нужно отловить какое-то количество птиц трех видов - кайру, моевку и бургомистра, Описать их, взвесить, окольцевать и отпустить. Отлов при помощи удочки с петлей на конце. Моя основная задача, как и было сказано - организация страховки и всякая необходимая помощь. Достаточно быстро стало известно, что я принят в состав экспедиции, которая организовывалась на деньги Полярного института Норвегии, и являлась частью их большого проекта по изучению миграции птиц. Работать предстояло на южном побережье о. Южный архипелага Новая Земля.
Предложение мне поступило еще в апреле, но вопрос с датой отправки решался на более высоком уровне, и нам оставалось только ждать. Время шло, я уже перестал теребить Михаила вопросом - КОГДА? И вот, в конце мая стало известно, что экспедиция состоится, выход в начале июля. И идти нам предстоит до Новой Земли из Северодвинска на парусно-моторной яхте. Я был в не себе от счастья. Еще бы, мало того, что идти предстоит на паруснике, да еще и по Белому морю, к которому я имею особенное притяжение. Я уже заранее был влюблен в "Беломор", так называлась яхта, которая должна была нас доставить к месту работы.
4 июля я вылетел из Москвы в Архангельск. Остальные участники экспедиции были уже на месте - занимались подготовкой, закупали продукты и все необходимое для предстоящего мероприятия. Часа полтора на такси до Северодвинска, и я на острове Ягры, где я и увидел наш "Беломор".



Яхта "Беломор" на стоянке на о. Ягры в Северодвинске (фото Михаила Иванова)Изначально планировалось, что состав экспедиции будет четыре человека - два орнитолога, и два помощника. Плюс два человека экипажа. Но выяснилось, что одного человека не будет. И 5 июля в 11:25, по приливу, пятеро человек, подняв якоря и отдав концы отправились на встречу приключению. Мы тогда даже не догадывались, что нас ждало - были радостны и полны надежд...
А теперь, думаю, самое время представить действующих лиц:



В начале пути... (фото Михаила Иванова)Сергей Мартынов - старпом (Северодвинск); Марат Мингалиев - наш кэп. (Северодвинск); Михаил Иванов - фотограф- орнитолог (Москва); Виктор Рыбьяков - это я (Солнечногорск); Василий Соколов - главный орнитолог, кандидат птичьих наук (Екатеринбург)

С 2010 году, почти вовсе свои поездки я беру с собой флаг сообщества "ПромальпФорум", к которому  причастен. В этот раз исключения не было, и я его торжественно поднял на мачте "Беломора".



фото Михаила Иванова


На головой синее небо с облаками, и куда не глянь морской простор, в котором мы не одиноки - периодически наблюдаем проходящие мимо большие суда:


__________________________________________________________________________


___________________________________________________________________


фото Михаила Иванова
К ночи на море поднялось волнение, и я познакомился с качкой, до этого знакомого с ней только понаслышке. Не скажу, что сильно страдал от морской болезни, но признаюсь - пару раз сбегать в гальюн пришлось. Были забавные ощущения, когда спал на животе головой по ходу движения - во время качки, я ощущал себя скульптурой на носу корабля, которые устанавливались на старинных судах. Кстати, обнаружил интересную запись в одном блоге на эту тему, кому интересно, то вам сюда. А я продолжу.  Около одиннадцати после полудня, на траверзе мыса  Зимнегорский (на входе в горловину Белого моря) возникли проблемы с рулем. Были вынуждены лечь в дрейф. По морской рации запросили о помощи - откликнулись три судна, но наиболее удобным для всех вариантом оказался "Орион", который возвращался в Архангельск. В два часа ночи, в условиях тумана при волнении 6-8 баллов с третьей попытки нас взяли на буксир. Самое интересное я проспал - меня разбудил Василий, когда "Орион" подошел к нам, а проснулся окончательно когда мы уже шли на привязи. Описание события позаимствовал из рассказов очевидцев и дневниковых записей Василия.




На следующий день (6 июля), около часа дня, нас доставили в Архангельск к яхт- клубу "Норд", где нам предстояло поставить новое рулевое перо, взамен утраченного, для этого корму подняли краном и Марат вызвал из Северодвинска своих друзей, чтобы помогли с ремонтом.


Яхт-клуб "НОРД" (фото Михаила Иванова)


"Беломор" на ремонте в яхт-клубе (фото Михаила Иванова)
Настроение упадническим и подавленным не было, но и веселым его назвать было сложно. Особенно переживал наш главный птичий специалист, который отвечал за научную часть - сроки у нас достаточно сжаты, и нужно было выполнить объем работ до того, как птички покинут свои гнезда и улетят в теплые края.


... и задумался Василий... (фото Михаила Иванова)
Помощи в ремонте от нас особо не требовалось, время было, и мы с Михаилом пошли прогуляться по Архангельску, заодно спросить у корифеев совета. На набережной спросили у адмирала Кузнецова, но не ответил он нам, продолжая вглядываться в даль...


Памятник адмиралу Кузнецову на Набережной Северной Двины (фото Михаила Иванова)
А Владимир Ильич, посмотрел на нас, и молвил - Ну, мужики вы даете...


Памятник В.И. Ленину в Соломбале (фото Михаила Иванова)

К ночи основная работа была выполнена, ремонт продолжили на следующее утро. Марат уехал к руководству портом - возникли проблемы с портом и ГИМСом (Государственная инспекция маломерных судов). Вышло так, что "Орион" не имел права нас буксировать,  не было соответствующей лицензии. И капитану "Ориона" грозил большой штраф.  Я не знаком со всей спецификой вопроса, но вопрос был урегулирован. Мы только посмеялись, что нас нужно было не спасать, а просто потопить . В 17:00 прощальный взгляд на приютивший нас яхт- клуб, и Корабельным рукавом начинаем двигаться в сторону моря.


До свидания, яхт-клуб! Спасибо! (фото Михаила Иванова)
Во время прохождения Корабельным рукавом Северной Двины рассматриваем берега Архангельска, Михаил щелкает затвором:



(фото Михаила Иванова)



(фото Михаила Иванова)



(фото Михаила Иванова)

Когда вышли в море, некоторое время шли вдоль берегов острова Мудьюг. В туристической лоции Белого моря, которая была на борту вычитал: " Мудьюг давно используется человеком: здесь были обнаружены стоянки охотников и рыболовов II тысячелетия до нашей эры, его всегда посещали поморы, здесь была гидрометеостанция, а двадцатых годах ХХ века режим интервентов устроил концентрационный лагерь, в котором погибло более 200 человек..."



Створный знак маяка "Черная башня" на острове Мудьюг. (фото Михаила Иванова)



Обелиск в память о жертвах концлагеря (фото Михаила Иванова)

Море спокойно, уже, хоть и белая, но уже ночь. Спать не хочется. Погода и окружающее вокруг настраивает на созерцательность - сижу на палубе, вместо того чтобы спуститься в каюту.



Особо тщательно вглядываюсь в крутые берега Зимнего берега, ведь мне в следующем году предстоит пройти вдоль него на лыжах - мой проект "Берега Беломорья" еще не завершен.



8 июля около десяти утра пристали к Терскому берегу Кольского полуострова в районе устья Пулоньги. Нам нужно было оставить здесь лодку, которую мы тащили на привязи. Ее Марат с Сергеем сделали для своего товарища, который летом обитает в тех краях. Его не застали - оставили лодку и написали записку в избе.



Маленький "Беломорчик" ))))



"Беломор" в устье р. Пулоньга на Терском берегу



Устье р. Пулоньга (фото Михаила Иванова)

Остаток дня прошел в текущей повседневной работе - вели нормальную корабельную жизнь- держали курс, отдыхали, готовили обед, прибирались, общались...



Старпом Сергей вносит поправку в автопилот.




Хозяйственные работы.



Просушка колбасы



Василий не забывает вести хронику...



... обучались основам судовождения. Задача была проста - держать курс. Лучше всего получалось у Василия с Михаилом. Мне потребовалось больше времени, что бы научиться чувствовать яхту. Бывало меня разворачивало поперек курса, и тогда с каюты раздавались сдобренные словами, которые здесь писать не буду, комментарии ))).





А ночью поднялся шторм. Ветер северный, встречный. Ход упал до нуля. Решено было спрятаться и переждать его в устье р. Поной (Терский берег).



В устье р. Поной



Проснувшись решили осмотреть местные достопримечательности. В устье реки Поной, в советские времена располагалась достаточно большая рыболовецкая фактория, а ныне это груда металлолома и кладбище брошенной техники и заброшенная пристань.



Заброшенная фактория



фото Михаила Иванова



фото Михаила Иванова



Участники экспедиции в устье Поноя

Отдохнув и помывшись в бане, которая топилась по черному, в 20:30 покинули устье Поноя. Но... ...на следующее утро нам суждено было увидеть те же берега...
После пяти часов хода мы потеряли винт. Возвращались под парусами, благо ветер позволял, и в шесть утра вернулись на Поной.



Увиденное под кормой яхты не внушало оптимизма...





Ситуация осложнялась тем, что запасной винт у нас был, но он был немного не той системы - имел меньший размер лопастей, что влияло на скорость хода. Марат с Сергеем, вместе с рыбинспекторами отправились в пос. Поной искать варианты - винт от спасательного бота нам бы подошел и был шанс его там найти. А мы продолжили осматривать окрестности.







На высоком берегу, с видом на море, в советское время располагались пограничники. Это видно по заброшенным строениям характерного вида.



фото Михаила Иванова



фото Михаила Иванова

Порадовало сооружение, очень напоминающее "удобства на улице". ))) Фонарь на крыше, очевидно для того, чтобы не промахнуться в любую погоду и в темноте.



Не обошли мы своим вниманием и небольшие островки, расположенные в устье. Туда я, вместе с Василием добирался на резиновой лодке с мотором.



На берегу одного из них обнаружили старую могилу - деревянный крест и рядом расколотая каменная плита. Надпись полностью прочитать не удалось. Разобрали только слово "утонувшего" и цифры "1905".









Михаил тоже время даром не терял. Он обнаружил другие раритеты.





Переодически наблюдали пролетающих мимо бакланов.



фото Василия Соколова



фото Василия Соколова

Кроме бакланов в объективы наших орнитологов попала и другая летающая живность:



Птичка Фифи (фото Василия Соколова)



Птичка Фифи (фото Василия Соколова)



Гнездо дрозда (фото Михаила Иванова)



фото Михаила Иванова

Кроме фауны, объектами фотоохоты стала и местная флора.



фото Михаила Иванова



фото Михаила Иванова



Дерен шведский  (фото Михаила Иванова)



Седминчик европейский  (фото Михаила Иванова)



фото Михаила Иванова

Марат с Сергеем вернулись уже ночью. Подходящий винт найти не удалось, пришлось ставить тот, который был в наличии. Большое спасибо ребятам из рыбназора за помощь в ремонте. Утром, по большой воде, выходим в море...
Слишком много прозвучало уже предостерегающих "звоночков", и мы принимаем решение о возвращении.



13 июля наше плаванье закончилось - мы прибыли на стоянку в Яграх.

Немного о кусочках ветчины:
Несмотря на то, что мы добрались до цели, но...
...я познакомился с интересными людьми и походил на настоящей яхте по Белому морю. И теперь представляю, хотя бы в общих чертах, что это такое. Осуществил давнюю мечту побывать на знаменитой реке Поной. Осмотрел берега, вдоль которых мне еще предстоит пройти... И многое, многое другое. Неудовлетворенность конечно есть, но " В любом свинстве, всегда можно найти кусочек ветчины!"

И еще постскриптум

Белое море, Мурманская обл, 2014, Архангельская область

Previous post Next post
Up