May 22, 2022 00:30
Когда европейцы вплотную столкнулись с американскими ци-
вилизациями, всё увиденное так мало походило на прежние сооб-
щения путешественников, прибывавших из Китая, Индии или
Ближнего Востока, что завязался долгий спор о том, являются ли
коренные жители Нового Света человеческими существами. Толь-
ко в 1537 году папской буллой было зафиксировано: американские
аборигены - не фауна, а население, и среди них можно распростра-
нять Христову веру [Егорова 1994; Каспэ 1994]. Но, как показывает
исторический анализ, даже при таком несходстве форм социальные
процессы на обоих континентах Америки развивались по тем же
векторам, что в Евразии и в Северной Африке; коренные американ-
цы пережили с отсрочкой во времени неолитическую революцию и
революцию городов и приближались к осевому времени [Семёнов
2009]. Археологические открытия 40-х годов ХХ века в Месоамери-
ке и в Перу продемонстрировали удивительную параллельность
макроисторических тенденций в Старом и в Новом Свете и, по сви-
детельству Р. Карнейро, именно они стимулировали очередной
всплеск интереса к социальному эволюционизму