Originally posted by
omnesolum at
Лондонский музей транспорта У лондонского транспорта существует своя, довольно богатая, история, о которой и повествует музей транспорта, расположенный на одном из углов площади Ковент-Гарден (Covent Garden piazza). От известных всем омнибусов времён Шерлока Холмса до не менее знаменитого двухэтажного автобуса Рутмастер, не говоря уж о первом в мире метро - всё это можно посмотреть, купив билет за 13,5 фунтов (10 для студентов). Здание музея сравнительно небольшое, особенно если сравнивать с
музеем техники в Шпайере, но основные представители лондонского транспорта, конечно же, присутствуют. Цена может показаться высоковатой, но зато билет действителен целый год. Это слабое утешение для туриста, приехавшего на пару дней, но может показаться заманчивым для тех, кто остаётся в Британии подольше. Я постараюсь написать о том, что мне показалось интересным, а вы уж сами решайте, стоит ли музей потраченных денег и времени или нет.
Вход в музей осуществляется через павильон из железа и стекла, в котором когда-то располагался цветочный рынок.
При входе на стенах можно наблюдать схемы метро и железных дорог из разных городов и стран. Все они берут пример с лондонской схемы метро.
Есть и знакомая мне схема парижских электричек.
Все экспонаты сосредоточены на трёх этажах. На первом находится самое интересное - автобусы, метро и симуляторы. На втором этаже - несколько старых вагонов метро, а на третьем - омнибусы.
В большинство транспортных средств можно зайти и даже подняться на второй этаж, если таковой присутствует. Жаль только, что посидеть на сиденьях не разрешается.
Предлагаю вам сначала ознакомиться с подземным, а потом уже с наземным транспортом. Первая секция лондонского метро открылась в 1863 году. В те времена при строительстве подземной линии рабочие просто рыли большой котлован, над которым надстраивали крышу, превращая его в туннель. Обычные железнодорожные локомотивы были плохо приспособлены для подземной эксплуатации, так как дым скапливался в туннелях, превращая любую поездку в серьёзное испытание для лёгких. Летом жара только усугубляла ситуацию. В 1890-ом году в метро появились первые поезда, работающие на электричестве.
Первые вагоны имели железную основу, но сами были сделаны из дерева. В вагонах первого класса (на фото) присутствовали мягкие сиденья и по две газовых лампы в каждом купе. Во втором и третьем классе приходилось жертвовать удобствами - сидеть было жёстко, а газовых ламп было в два раза меньше.
Уже в 1920-ых годах железо вытеснило дерево, и вагоны стали может быть не такими красивыми, как раньше, но зато более надёжными и современными.
Интерьер вагонов середины прошлого века вполне похож на сегодняшний, только материалы и цветовая гамма изменились.
Обязательная для лондонского метро надпись Mind the gap ("Помните о зазоре"), ставшая культовой благодаря своей краткости.
На этом кончается краткий обзор подземных видов транспорта. В качестве завершающего штриха можно почувствовать себя кондуктором поезда на одном из двух симуляторов. Это одна из самых интересных особенностей музея. Сделано очень здорово, хотя через 15 минут однообразность виртуальных туннелей начинает надоедать. Значит, пора переходить к наземному транспорту.
Двести лет назад Лондон был ещё сравнительно небольшим городом. Состоятельные люди могли себе позволить передвигаться в повозках, запряжённых лошадьми, а вот простые рабочие добирались на завод или в доки на своих двоих.
Знаменитые кэбы (сокр. от "кабриолеты") и омнибусы, оказывается, были завезены из Парижа, но сразу стали неотъемлемой частью викторианского Лондона. В 1870-ом году появились трамваи, которые во-первых начинали своё движение раньше, чем омнибусы, а во-вторых были дешевле оных. Так у рабочего класса впервые появилась возможность передвигаться быстрее или, по крайней мере, с меньшими усилиями, чем обычно.
В музее представлено несколько примеров старинных повозок и карет. В этом блестящем омнибусе, запущенном в 1829 году, явно чувствуется французское влияние - от венков с цветами и до королевской лилии.
Двухэтажный трамвай мог перевозить в два раза больше пассажиров по сравнению с обычным омнибусом, так как лошадям было гораздо легче тянуть вагон по гладким железным рельсам, чем по брусчатке.
А это, наверное, контролёр на задней площадке.
Первые автобусы на паровом, а потом и бензиновом двигателе появились в начале 20-ого века, но постоянно ломались и справлялись с перевозкой пассажиров пожалуй даже хуже, чем омнибусы с их двумя лошадиными силами.
И всё же около 1915-ого года революция наконец произошла - омнибусы ушли на покой, а их место заняли маршрутные автобусы и электрические трамваи.
Поскольку количество пассажиров к этому времени удвоилось и продолжало расти, конструкторы стали работать над новыми автобусами - знаменитыми лондонскими даблдекерами (т.е. двухэтажными автобусами).
В 1930 году на улицах появился автобус LT-type (справа), способный перевозить 60 пассажиров.
В 1939 году компанией Грин Лайн (Green line) был запущен элегантный автобус TF-type. Его особенность - двигатель, расположенный не спереди, а под полом, чтобы максимизировать пространство в салоне.
В 1939 году началась Вторая Мировая война. Самолёты Люфтваффе стали бомбить Лондон и другие важные военные и промышленные центры Британии. Этому этапу войны, известному под названием Блиц (Blitz), посвящён отдельный зал музея.
"Сейчас 2010-ый год, и грустно смотреть на фотографии, напоминающие о том, что происходит на войне. Пусть нам никогда не придётся пережить ещё одну".
Многие станции метро оставались открытыми и во время рейдов. Туда перебирались жители, чьи дома были разрушены бомбами, а во время воздушных атак подземка превращалась ещё и в бомбоубежище.
Во время войны в автобусах перестали зажигать свет, чтобы не делать из них лёгкую мишень для неприятеля. На окнах была натянута сетка для того, чтобы в случае взрыва бомбы осколки стекла не поранили пассажиров.
Но вот, наконец, война закончилась, сороковые годы подошли к концу. Наступили пятидесятые. В 1954 году был выпущен первый прототип автобуса "Рутмастер" (Routemaster). "Хозяин дорог" стал самым узнаваемым автобусом в мире и одним из символов Лондона.
Дверей в Рутмастере не было. Вход и выход осуществлялись через площадку в задней части автобуса, поэтому водитель не мог продавать билеты, и для этой цели в салоне находился контролёр. Его задачей было следить за оплатой проезда, но некоторые контролёры помогали пожилым людям справляться со ступеньками, а иногда даже развлекали пассажиров шутками и последними новостями.
Рутмастер просуществовал до декабря 2005-ого года. Его постепенно заменили новой моделью, лучше отвечающей современным стандартам безопасности и удобства. К счастью, существует несколько туристических маршрутов, где пока ещё можно покататься на легендарном даблдекере.
Помимо техники в музее можно встретить ещё много вещей, так или иначе связанных с лондонским транспортом. Проездные, схемы маршрутов, фотографии, реклама...
Зал, посвящённый дизайну в лондонском метро, в частности его знаменитому логотипу (красный кружок и синий прямоугольник).
В конце пути - магазин сувениров, интересный огромным выбором миниатюрных поездов, автобусов, трамваев и другой сувенирной продукции.
К Олимпийским играм 2012-ого года компания London Transport собирается выпустить новый вид автобуса, сделанный по последнему слову техники, с некоторыми элементами, унаследованными от Рутмастера. Так что дизайн общественного транспорта не стоит на месте, и было бы интересно понаблюдать за эволюцией музея в дальнейшем.