Про Петрия

Oct 01, 2024 20:28




Петра Михайловича Тумелю, для меня с детства «дядю Петю», папиного младшего брата, его сын и племянник прозвали «Петрием». И мне нравится это прозвище: напоминает химический элемент, не входящий в таблицу Менделеева.

Что я знаю о своем дяде Пете?

Он родился в белорусской деревеньке Пелика под Смолевичами в 1934 году, и был вторым сыном после моего папы Бронислава.

Самым запоминающимся довоенным воспоминанием об отце, Михаиле Николаевиче, для него осталось путешествие в деревенскую соседскую баню на отцовских плечах с узелком чистого белья.

И до сих пор прорывающаяся горькая обида на мать, Стефаниду Анисимовну, стегнувшую его ракитовым прутом поперек груди. Она вернулась с поля и обнаружила, что старшие братья убежали купаться на речку, оставив без присмотра в колыбели младшую сестру Аню. Когда мальчики возвращались с реки, мой отец, как старший, почуял опасность возмездия, притаившуюся за порогом. А маленький Петро вылетел прямо под прут. У него до сих пор остался след от материнской руки.

Во время войны братья Тумели в лесу помогали деду Анисиму варить самогон, это была очень ценная жидкость в то время. Глотнув первачка, дедушка укладывался подремать у костра. Но поддерживать температуру огня, проверять рецептуру и следить за процессом Анись доверял только младшему Пете, потому что тот, несмотря на возраст, был очень педантичным и скрупулезным, это признает даже мой отец.

После гибели отца в 1944-м и смерти матери в 1946-м году 12-летний Петя взял 7-летнюю Аню за руку, и они вместе пошли в детский дом в Круковщизну, что недалеко от Смолевичей. Его старший брат, мой папа, по возможности, навещал брата и сестру, приезжая из Минска и старался помочь, чем мог.

В детском доме Петя Тумеля показал такие способности и увлеченность учебой, что его переводили в более старшие классы, пропуская школьный год, а то и два. И в Минске он поступил в автомеханический техникум. А потом подался в Москву. И поступил в Московский авиационный институт (МАИ)

После окончания института молодого специалиста направили в «фирму» или «почтовый ящик», так назывались секретные научные учреждения, занимавшиеся оборонной тематикой. Но через некоторое время Петру Михайловичу предложили вернуться в «альма матер» МАИ, но уже преподавателем. И он, как доцент кафедры 301 «Системы автоматического и интеллектуального управления», преподавал там почти до 2018 года, оставив преподавание в свои 84 года!

В Москве Петр нашел свою судьбу. В семье москвичей Терентьевых было три сестры, средняя - Лена - стала его избранницей. Появились сыновья: Максим и младший - Дима. Так белорусский мальчик-сирота, детдомовец Петя, стал в своей семье «Петрием», а свою жену, тетю Лену, назвал «Матушкой», несмотря на свой естественнонаучный профиль. К сожалению, в 1997 году Максим, мой ровесник, в 34 года ушел из жизни от тяжелой болезни, и след от этого горя напоминает о себе, как шрамик от материнской ракиты…

Для чего я записал тут эти сведения о «редком элементе Петрии»? Потому что сегодня Петру Михайловичу Тумеле исполнилось 90 лет! Он был и остается в моей жизни таким формообразующим человеком, что без него, без его влияния и примера я был бы совсем другим.

И я ему очень благодарен за воспоминания о его детстве и родственниках, канувших в пучине времени, за разговоры с отцом у костра во время постройки дачи в Подмосковье, за споры и чтение стихов на их малюсенькой кухне на Левобережной. И надеюсь еще долго появляться там во время своих перемещений с востока на запад и обратно! Будь здоров, Петрий, сил и энергии, Петр Михайлович, очень люблю вас, дядя Петя!

В первом комментарии дам ссылку на студенческую энциклопедию «MAI.EXLER.RU». Отзывы бывших студентов меня впечатлили. Особенно одна из характеристик: «Денег не берет ни под каким видом, на угрозы тоже не поддается». И вторая: «Мы ему даже кличку не стали придумывать. Тумеля - он и есть Тумеля.»
Previous post Next post
Up