Apr 05, 2019 01:05
Великий человек! Он остался в фильмах, которые пересматриваешь десятки раз и не надоедает. В книгах, которые перечитываются запоем. В интервью, от которых невозможно оторваться... Выразитель целой эпохи.
У меня была с ним одна встреча у него дома. Он тогда начинал работу над анимационной "Кин-дза-дзой". Его продюсеры с сочетаниями имен и фамилий, как в данелиевских комедиях - Вали Валиев и Магомед Магомедов - в два голоса обрабатывали меня на суздальском фестивале, что Георгий Николаевич мечтает со мной встретиться, что он в восторге от моих фильмов, что мне необходимо быть на этом проекте. Из-за московских зимних пробок мы опоздали на встречу на полтора часа. Да и сама встреча была какой-то неловкой. Мне показалось, что продюсеры сыграли с нами в какую-то восточно-дипломатическую игру. Наверное, говорили Георгию Николаевичу, что я ночей не сплю, так мечтаю поработать на этом проекте, что "Кин-дза-дза" мой любимый фильм...
И не увидев блеска в моих глазах по поводу переложения фильма на анимационный язык, Данелия, мне кажется, был разочарован. Но я честно не понимал художественную необходимость этого перевода. Хотя Георгий Николаевич показывал интересные эскизы, рассказывал о множестве персонажей и эпизодов, не вошедших в фильм. Позже я даже написал ему письмо, в котором попытался вежливо и деликатно сформулировать свой отказ от сотрудничества (тем более, что я еще не закончил работу над "Моей любовью" с Сашей Петровым в Ярославле). В письме даже был пассаж, что, мол, Георгий Николаевич, представьте, что в Москву в 60-е годы приезжает Антониони и предлагает Вам работу на его грандиозном проекте. И вы соглашаетесь. И не снимаете "Я шагаю по Москве", "Путь к причалу", "Не горюй" и другие замечательные фильмы!.. А я еще рассчитываю поработать над своими авторскими проектами!
Я передал письмо через продюсеров, но не знаю, получал ли его Данелия? Ответа не было.
Однако команда замечательных художников у Георгия Николаевича собраласьи без меня. Среди которых было много моих друзей-аниматоров. И фильм вышел на экраны.
А я чувствую еще и какую-то личную утрату. Как от ухода родной души. Может, от того, что Георгий Николаевич тоже учился на архитектора? Или от того, что наши фамилии немного похожи? В его книге "Безбилетный пассажир" военный коверкает его фамилию, как "Данеля". Меня же не раз звали "Тумелия". Жалко не успел ему об этом рассказать. Посмеялись бы, наверное.
Светлая память Мастеру.