Этой лентой в 1967 году режиссер Тенгиз Абуладзе открыл трилогию ("Мольба", "Древо желания", "Покаяние"), где на исконном национальном материале был начат разговор об общечеловеческих ценностях.
Гибель героев, рыцарей истины и добра, приводит Поэта к мысли о непобедимости зла. Устав от борьбы и лишений, Поэт складывает оружие. И тогда к нему приходят все его любимые герои. Они гасят свечи в чаше с пивом - ритуальный хевсурский жест, означающий отречение. И только увидев, какие несчастья и беды несет за собой отказ от борьбы со злом, Поэт вновь берет в руки оружие.
«Не может умереть прекрасная суть человеческая» - с этих слов начинается фильм. Эта картина о противостоянии добра и зла в обществе и в самом человеке. Главный герой отказывается от борьбы с демоном Мацилой. Но увидев смерть, к которой приводит непротивление злу, снова берется за оружие - молитву, мольбу.
В основе сценария лежат эпические поэмы грузинского поэта Важи Пшавелы (1861-1915). Он родился в семье священника, сам закончил семинарию, потом продолжил свое образование в Петербурге на юридическом факультете. Вернувшись на Родину, Лука Павлович (это его настоящее имя) занялся философией и поэзией. Герои картины говорят потрясающими стихами из его произведений «Алуда Кетелаури», «Гость и хозяин» и «Змееед», переведенными Н. Заболоцким.
Режиссер просто рассказывает историю Героя и Поэта.. Со свойственной настоящему искусству изящностью. Ничего не преподносится прямо, в лоб. Здесь тонкая структура хорошей картины, великолепного романа или великого музыкально произведения. Недаром большинство текста в фильме - стихи. Порой повторяющиеся, что только усиливает их глубокий смысл. Перед нашими глазами проносятся обычаи двух селений Грузии и Ингушетии, и судьбы героев, которые пошли против своих родичей.
Click to view