"Конец прекрасной эпохи": что из экранизации повести может почерпнуть не читавший Довлатова

Jun 01, 2016 14:05



Мне 19, и я подвержен именно тому поколению, что предпочитает книгам киноиндустрию - гораздо легче потратить пару часов за экраном, наблюдая красивую картинку, нежели тратить несколько часов на прочтение сотен тысяч букв. Впрочем, иногда во мне просыпается желание что-нибудь прочесть - и в этот раз мой взор пал на Сергея Довлатова и его сборник новелл "Компромисс", который в 2015-ом году экранизировал режиссёр Станислав Говорухин.
Что фильм "Конец прекрасной эпохи" может рассказать зрителю о той самой эпохе
Станислав Говорухин, известный прежде всего знаковым в РФ 90-ых годов фильмом "Ворошиловский стрелок", выступил и режиссёром, и продюсером, и сценаристом. Я обычно не ценю подобный подход к созданию картин - ибо в подавляющем большинстве случаев подобные фильмы не имеют какого-либо успеха у аудитории. Впрочем, в случае с картиной "Конец прекрасной эпохи" всё несколько противоречиво.

Главную роль исполнил актер Иван Колесников, которого, скорее всего, многие могли видеть в сериалах на различных каналах. В довесок к нему - Фёдор Добронравов, которого обычно узнают по роли харизматичного Ивана Будько из шести сезонов сериала "Сваты"; Сергей Гармаш - истинный тяжеловес российского кино, который знаком каждому российскому зрителю; Светлана Ходченкова, которая уже успела сняться и в голливудских лентах.
Что внутри?
На выходе мы имеем слегка переделанные "Компромиссы". Фильм начинается с того, что начинающего журналиста и писателя Андрея Лентулова (который и есть тот самый Долматов) увольняют из одной ленинградской газеты, и в рюмочной его друг предлагает ему перезжать работать в Таллин, в центральную русскую газету, на что главный герой даёт своё согласие.



А дальше? Дальше всё как в "Компромиссах": постоянное недовольство главного редактора новоиспеченным журналистом, похмелье, различные рабочие поездки - где, например, приходится следить за рождением 400-тысячного жителя Таллина, который обязательно "должен быть публикабельным". А если попробовать поговорить с родителями, то за 25 рублей и нужным именем назовут. Хотя бы временно - ради заголовка юбилейного выпуска.



Неожиданная командировка в провинцию, чтобы рассказать о героическом надое коровы сверх плана, принесет с собой мимолётный роман (очередной). Правда, в экранизации отсутствуют некоторые новеллы - как, например, перепутанный гроб во время похорон начальника телестанции или слет бывших узников концлагерей, которые могли бы многое и о ГУЛАГе рассказать.



Между тем затрагивается дружба главного героя с диссидентским движением, знакомство с запрещённой литературой и многое, многое, что было, очевидно, спрятано в те годы, но всё же изредко выползало наружу. И в итоге кинокритики после выхода ставили в вину Говорухину отсутствие тех самых эпизодов из книги, которые изобличают не самую чистую сторону советской власти.



И вот я, человек, который из Довлатова прочёл лишь "Компромиссы", решил взглянуть на экранизацию этого сборника. Определённо, снятый в чёрно-белом ретро, фильм привлекает внимание, но подходит для просмотра, тем не менее, только ценителям. Немногие оценят историю, рассказанную в фильме. И этот фильм - он не главный в каких-либо смыслах. Он сугубо второстепенен. Но от этого лично мне было смотреть его много приятнее. Ты не готовишь себя перед просмотром к восприятию каких-то особенных, новых смыслов, которых раньше не понимал, просто смотришь и наслаждаешься тем, что происходит на экране.
Итог
Если вам всерьёз интересен сам Довлатов и его творчество - смотрите. Ибо вряд ли кто-то, кроме Говорухина, решился бы снять такой фильм. В остальном же - хороший образчик достойного российского кино, не более.

См. также: " Airstrike HD: бомбардировки, чайки и каким боком эта игра относится к ЖЖ".

рецензии

Previous post Next post
Up