Leave a comment

kassandra_1984 July 18 2014, 11:20:35 UTC
Не согласна. Механизмы деления на свой/чужой необходимы для очень многих процессов, важных в т.ч. и для выживания человечества как целого. Без них не было бы сплоченности семьи, разнообразия культур, разнонаправленной поисковой активности, возможности (и необходимости) перенимать положительный и осознавать отрицательный опыт других культур.

Reply

tumbalele July 18 2014, 11:22:50 UTC
Человечество последовательно движется к тому, чтобы эти границы "свой-чужой" расширять в пользу "свой". Иначе - гибель.

Reply

kassandra_1984 July 18 2014, 11:40:18 UTC
Не согласна. Если бы это удалось, человечество лишилось бы ранонаправленной поисковой активности. Сегодня сворачивание какой-то культуры на тупиковый путь грозит гибелью только ей. Если сбудется ваша мечта, то все человечество погибнет

Reply

tumbalele July 18 2014, 11:45:12 UTC
Если не найдет какого-то общего дела - да, погибнет.

Reply

kassandra_1984 July 18 2014, 12:01:24 UTC
Погибнет, как раз если НАЙДЕТ общее дело, а оно окажется ошибочным и опасным. Так в истории бывало не раз, но пока остается вероятность, что кто-то останется в стороне, есть надежда, что уцелеет. Иначе - нет.

Reply

tainstostrov July 18 2014, 11:23:29 UTC
а еще не было бы войн, дискриминации, геноцида. Насилия было бы куда меньше (своих обижать не хочется, своих жалко).

Reply

kassandra_1984 July 18 2014, 11:33:45 UTC
Ошибка. На самом деле, свои ближе и злят больше, но есть табу, которые вколачивают нам с детства. В большинстве случаев они срабатывают, хотя и не всегда. Войн и дискриминации, возможно, бы и не было (но не было бы тогда и новых народов, и технического прогресса). А геноцид может быть с успехом заменен демоцидом, т.е. массовым убийством внутри собственного сообщества (типа голодомор).

Reply

tumbalele July 18 2014, 11:39:25 UTC
"свои" и "чужие" определяются не формальной принадлежностью, а эмоциональным восприятием. Иногда они совпадают, иногда - нет.

Reply

kassandra_1984 July 18 2014, 11:42:25 UTC
Эмоциональное восприятие в большинстве случаев срабатывает на членов одного и того же сообщества. Моя мама должна быть самая красивая, иначе с семьей что-то не так.

Reply

systemhalted July 18 2014, 15:37:53 UTC
т.е. не было бы агрессии? Лоренц бы аплодировал вам стоя.

А Стругацкие (Трудно быть богом) и Кир Булычев(Подземелье ведьм) - нервно курили бы в сторонке.

Reply

т.е. не было бы агрессии? tainstostrov July 18 2014, 16:01:41 UTC
Было бы меньше ее проявлений.
"Подземелье ведьм" не читала, если честно, ничего о нем сказать не могу. Но мысль Ваша, в принципе, понятна.
если нет чужих, агрессию все равно куда-то деть надо. Поэтому начинается поиск чужих среди своих.

Reply

Re: т.е. не было бы агрессии? systemhalted July 18 2014, 17:01:32 UTC
да, агрессию все равно куда-то деть надо.
А агрессия - это тестостерон. который отвечает еще и за пространственное мышление и вообще математические способности. Так что не будь агрессии - мы бы жили до сих пор на деревьях.
Ну, что я Лоренца пересказываю - у него все описано.

Reply

Re: т.е. не было бы агрессии? tainstostrov July 18 2014, 17:28:22 UTC
да, вы совершенно правы.

Reply

natalav February 3 2015, 11:42:58 UTC
Это не так. Это понял ещё древнегреческий реформатор Солон. Он разработал законы, согласно которым обращать в рабство можно только чужаков-пленников. Обращение в рабство сограждан угрожало безопасности полиса. Если насилие не идёт вовне, оно обращается внутрь. Считать, что быть "своим" - гарантия безопасности, как минимум, беспечность. Самое сложное - удержать баланс, и нейтрализовать ту часть общества, которая наиболее склонна к насилию.

Reply

tainstostrov February 3 2015, 16:32:22 UTC
да, конечно.

Reply


Leave a comment

Up