Сомнительная для меня штука, этот «личностный рост». Еще есть «самоактуализация», «самосовершенствование», «духовное развитие» и тому подобные вещи. Сомнительны одни для меня хотя бы потому, я плохо понимаю, что такое «личностный рост». Что это: «завтра я буду лучше, чем сегодня?» А как измерить степень своей «лучшести»? Самочувствием? Лучшим пониманием самого себя? Ну, так может, как раз проще сказать «самопонимание» - и все на этом? «Я стал себя понимать лучше» и «я личностно вырос!» - как-то по-разному воспринимаются…
Насколько я могу судить, когда говорят о «личностном росте», чаще всего имеют в виду направленное изменение собственной личности в желаемую сторону. Ходишь на тренинги «личностного роста», читаешь «продвинутую литературу», старательно меняешь свое поведение - вот он, личностный рост! Однако почему-то чаще происходит стремительный рост самомнения и чувства собственной значимости… Кто определяет, в какую сторону расти? Ведущий тренинга, в котором обещают обрести полное понимание себя за три-четыре дня? Собственные фантазии о том, каким должен быть «просветленный человек»? Идеальный образ «самоактуализированной личности», созданный психологами-теоретиками? Разве может идти речь о самопонимании в ситуации, когда тебе уже указано, что ты должен сам в себе понять и каким ты должен стать?
Еще одна проблема с «личностным ростом» заключается в том, что реальное развитие и реальный рост запрограммировать нельзя… Если мы говорим о развитии, то развитие - это качественные изменения, которые возникают в результате взаимодействия человека со своим реальным окружением. Сталкиваясь с реальными условиями собственной жизни, мы можем либо повторять устоявшиеся, привычные стратегии поведения, либо, проявляя гибкость, вырабатывать новые. Возможно ли предугадать все, что может произойти в жизни? Предупредить все любовные драмы, семейные конфликты, профессиональные и личностные кризисы?...
Тренинг - любой тренинг - это искусственная ситуация, имитирующая отдельные аспекты реальности. И нередко на них происходит имитация решения искусственных ситуаций, имитирующих реальность. Тренинги хороши как метод обучения определенным навыкам, но не как метод изменения личности. «Я научу вас, как стать такими, какими вы должны стать в соответствии с моими представлениями» - в сущности, именно таков подспудный смысл большинства тренингов «личностного роста» или «саморазвития». Навык личностного роста - звучит абсурдно, так же, как и навык саморазвития.
Противовесом тренингам выступают психотерапевтические группы. В них акцент делается как раз на понимании себя, собственных реакций в ответ на реальные взаимодействия с реальными людьми. Психотерапевтические группы не дают немедленного результата, они вообще не могут его запрограммировать. В них делается акцент на совместном проживании какого-либо опыта, возникающего в момент контакта людей, собравшихся в группе. Но это долгий процесс, требующий мужества встретиться со своим реальным, а не иллюзорным Я; требующий мужества встретиться с другим человеком и в нем, в его реакциях увидеть отражение самого себя. «Личностного роста» в таких группах, как правило, не происходит. Может произойти узнавание и понимание самого себя, но ответ на вопрос: «а что дальше?» неизменно возвращается к тому, кто его задал. Ты понял, что и как ты делаешь в своей жизни. Понял, что ты хочешь и от чего хочешь уйти. Теперь - прими собственное решение, сделай выбор, основанный на этом понимании. Никто не скажет тебе, как правильно будет для тебя. Никто.
«Ну, вы же профессионал, вы специально изучали эти проблемы и знаете пути выхода из них!» - так однажды обратились ко мне, чтобы я подсказал «правильный» выбор. Возможно. Однако чужое знание, пока оно не станет своим, пока оно не вызреет в собственной душе, не поможет измениться. В противном случае хватило бы хорошей литературы по психологии и психотерапии. Сразу бы принимали правильные решения и жили бы безо всяких очных встреч с психологами. Но никакое чтение литературы или выслушивание «правильных» советов и слов не приведут к реальным последствиям. Студенты-психологи нередко приходят учиться на психолога с целью решить собственные проблемы, движимые иллюзией, что знание поможет справиться. Игнорируя себя и собственный опыт, они идут за «личностным ростом», за чужим, а не собственным знанием.
Иллюзия личностного роста заключается в том, что нельзя что-либо изменить вне контекста реальной жизни. Нельзя, игнорируя то, что происходит в вашей жизни, гнаться за идеальным образом, совершенно оторванным от собственной почвы. Иллюзия понимания собственных проблем и их решения, получаемая на тренингах или при прочтении книг, со временем развеивается, когда наступает время тестирования этих иллюзий реальностью.