Зрелые, взрослые и прочие идеальные личности

May 10, 2013 21:25

Хотел написать текст о психологической зрелости и ее признаках, но, по мере написания, тема изменилась сама собой. Точнее, запущенный процесс развития текста привел к несколько неожиданному результату…

Размышляя над
темой зрелости, я обнаружил, что психологическая зрелость часто отождествляется с идеальностью. В перечень признаков зрелости впихивают самые разные «хорошие» черты характера. Чем больше список «зрелых черт», тем больше мне хочется посмотреть на авторов этих списков, и устроить им строгий досмотр на предмет соответствия. Особенно автора вот этого: «психологическая зрелость - противоположность инфантильности, высокоразвитая способность контролировать свои желания и чувства. Предполагает способность от чего-то отказаться; спокойную мужественную реакцию на разочарования и поражения; способность не сердиться на замечания и требования, с благодарностью принимать критику; свободу от страхов; независимость от похвал; отсутствие капризов; самостоятельность и чувство реальности; изжитость эгоцентризма». (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 228) По этому определению зрелый = супермен или человек, который хорошо научился игнорировать свои человеческие реакции.

Сижу, пытаюсь составить свои, более «правильные» характеристики зрелости. И в какой то-момент прихожу к мысли, что сама идея «зрелости» или «взрослости», как некоего идеального результата развития, мне кажется неверной. Как и любые списки того, «кем мы должны стать и какими быть». Мы, люди - скорее процесс, чем нечто неизменное. Я непрерывно взаимодействую с внешним миром, получаю от него информацию, преломляю ее в своей личности (и степень преломления зависит от многих факторов, в том числе и от степени деформации моих внутренних «фильтров» и «зеркал») - и возвращаю назад в виде изменения в своем поведении.

Если же составить подробнейший список черт «зрелой личности» и сопоставлять себя с ним, то можно поупражняться в развитии собственного нарциссизма или же наоборот, чувства неполноценности (впрочем, это две стороны одной медали). Когда появляется какая-то форма, в которую я должен «влиться», чтобы стать «зрелым» или «взрослым», то живое развитие останавливается - начинается подражание и стремление соответствовать. Идеальные мамы, идеальные мужья, мужчины и женщины, педагоги и т.п…

Мне совсем не хочется составлять список «признаков зрелости». В любом случае это будет какая-то идеализированная картинка, основанная на довольно произвольно отобранных признаках. Вроде «самоактуализированной личности» по Маслоу… Но, с другой стороны, наличие каких-то критериев и ориентиров тоже важно, иначе попросту теряется ощущение движения.

А почему бы не соориентироваться на процесс? Не на то, чему нужно соответствовать, чтобы ощущать себя «зрелым» или «взрослым», а на то, каким образом я взаимодействую с миром (так как именно это взаимодействие меняет меня)? Каково качество ПРОЦЕССА, а не то, каким должен быть РЕЗУЛЬТАТ? В конце концов, результатом жизни является смерть…

Какие способы взаимодействия с миром можно выделить на самом максимальном уровне обобщения? Я бы тогда выделил два: осознанный и неосознанный способы взаимодействия. Здесь важно отличать неосознанный от бессознательного. Бессознательное - это фундамент нашей психики, обеспечивающий ее функционирование, и оно в большинстве своем в принципе не поддается осознанию. Неосознанное - то, что мы можем ввести на уровень сознания, но по определенным причинам этого не делаем.

Может быть, зрелость - это способность к осознанному развитию? Зрелость характеризует степень осознанности того, ЧТО ты делаешь, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ. ЧТО - подразумевает осознание сущности того, что человек совершает; ПОЧЕМУ - какая потребность стоит за совершаемым действием; ЗАЧЕМ - для чего человек это делает и осознает ли возможные последствия того, что совершает. Если я все это понимаю - этого достаточно для развития. Другое дело, что на осознание может уйти вся жизнь. И никакой прижизненной зрелости :).

Неосознанность - это когда, например, сделал что-то, а потом удивляешься последствиям. Когда делаешь что-либо, а потом думаешь: а нафига это мне вообще было нужно? Или когда старательно обманываешь себя, называя то, что делаешь или чувствуешь, как-то по-другому. Измену называя «интрижкой», издевательства над ребенком - «воспитанием», зависть - «радостью за ее счастье, черт бы ее побрал». Причем совершенно искренне.

В общем, результатом процесса написания статьи про признаки зрелости стал отказ от этих самых признаков зрелости. Является ли это признаком взрослости?! :)))))

UPD. В процессе обсуждения родилось следующее: имеет смысл говорить не о "взрослой" или "зрелой" личности, а о "взрослых" или "зрелых" стратегиях/реакциях. Фокус происходит на процессе, а не личности, и мы не обобщаем человека, видим его как разнопланового, сочетающего в себе различные уровни развития.

размышлизм, дискуссии, зрeлость, инфaнтильность, заметки на полях

Previous post Next post
Up