Ускорить развитие

Feb 24, 2013 09:09

Ко мне пришло письмо, в котором молоденькая девушка огорчалась из-за того, что ее подруги уже все с парнями, а она нет, и вообще выглядит она совсем еще как ребенок, и ее это страшно угнетает. Пока отвечал, задумался над тем, что слова «ранний» и «быстрый» значительно чаще воспринимаются позитивно, чем «поздний» и «медленный». Ответ отправил, а сам поразмышлял.

Каждый человек развивается в своем темпе. Этот темп крайне проблематично ускорить, подстегнуть. Это касается и взаимоотношений - у них своя скорость. А попытки ускорить, сделать что-либо раньше и быстрее, проистекают из тревоги, а не из подлинного желания что-либо улучшить.
  • Желание ускоренного, «раннего» развития собственного ребенка часто вытекает из нарциссической тревоги по поводу того, что твой ребенок может в чем-то уступать другим или из потребности быть всегда на высоте (которая сама по себе порождает постоянную тревогу).
  • Желание быстро-быстро проскочить этапы профессионального развития и забраться поскорее наверх нередко обуславливается все тем же нарциссическим напряжением, ощущением своей «неполноценности». Возникает иллюзия того
    , что более высокий статус поможет восполнить нехватку опыта. Правда, можно приобрести «синдром самозванца» - ощущение того, что ты не соответствуешь тому статусу, который заявляешь сам.
  • Желание быстро перейти от знакомства к сексу/выскочить замуж/жениться тоже подстегивается напряжением, возникающим во время медленного сближения.
  • Быстро едим, когда не хватает времени, и мы сами прекрасно знаем, какое чувство сопровождает эту нехватку.
  • Человек, который очень быстро о чем-то говорит и быстро меняет темы, сбегает от каких-то сложных чувств, сопровождаемых тревогой
Скорость не оставляет времени на ассимиляцию полученного опыта, очень важную для развития. Точнее, быстрота вообще не позволяет извлечь из того, что происходит, хоть какой-то опыт. Это как с едой: представьте себе э... сильно ускоренное пищеварение. Много ли полезных веществ извлечете из съеденного яблока?... Быстрое и всеядное чтение оставляет мало следов в сознании. А желание быстро научиться сложным вещам приводит к тому, что не учишься ничему... Слишком быстро живем...

У каждого ребенка - свой темп развития, своя скорость созревания психических функций. Средние нормы развития - ориентиры, а не предписания, с какой скоростью «правильно» развиваться. В психотерапии у каждого - свой темп продвижения. Попытки форсировать «улучшение» включают сопротивления и часто отбрасывают назад. И своим жизненным путем мы идем каждый в своем темпе.

Бывает, пытаешься читать какую-нибудь книгу, и ее не понимаешь, а возвращаешься к ней лет через 6-7 - и все вдруг становится ясным и понятным. А кто-то давно уже понял... Нормально: разные темпы.

В конце концов, цветы, которые распускаются осенью, ничем не хуже цветов, которые распустились ранней весной.

размышлизм, житейская психология, заметки на полях

Previous post Next post
Up