Самодостаточность

Jan 21, 2013 20:04

Я плохо понимаю, что значит «самодостаточность».  Вот «достаточность» чего-либо - это ясно.  У тебя есть ровно столько, сколько нужно для удовлетворения своей потребности. Достаточно еды, достаточно отношений и любви, достаточно досуга… А «само»?

Есть организм, есть окружающая среда. В нашем организме рождаются потребности, а все, что нужно для ( Read more... )

дискуссии, заметки на полях

Leave a comment

Comments 168

siticat January 21 2013, 09:30:33 UTC
Подумала о йогах и христианских монахах-столпниках, удалившихся от мира.

Reply

tumbalele January 21 2013, 09:45:33 UTC
За счет чего жили индийские йоги и христианские монахи-столпники?

Reply

siticat January 21 2013, 10:01:07 UTC
Христианские монахи - столпники уходили в лес и строили себе избушки, ели ягоды и корешки, кажется, ловили рыбу. Жили в одиночку.
Или же это самостоятельность?

Reply

tumbalele January 21 2013, 10:06:04 UTC
Да, и мне было бы очень интересно посмотреть, по каким причинам они ушли от мира. Для раннего христианства, насколько я помню, очень характерна была идея ущербности человеческой природы, чувство греховности и стыда... И все действия монахов были направлены на преодоление собственной греховности, т.е. они не были самодостаточными, они очень сильно были привязаны как к этим своим переживаниям, так и к Богу. Они не были одни, ощущение Бога - или грозно взирающего, или любящего - наверняка было постоянно... Это как герой Тома Хэнкса в фильме "Изгой": на необитаемом острове создал себе собеседника из футбольного мяча...

Reply


marina_nif January 21 2013, 09:53:49 UTC
А можно ли считать шизойдность попыткой самодостаточности?

Интересно Вы написали про благодарность, это очень важная для меня ... эмоция. Когда я не чувствую благодарность к жизни, я словно бы, больна. Хотя, применение к слову "благодарность" понятия "Эмоция" прозвучало неожиданно.

Reply

tumbalele January 21 2013, 10:01:46 UTC
Благодарность - это чувство, а чувства относятся к эмоциональным процессам :).

Шизоидность - нет, не попытка самодостаточности. Шизоидный человек испытывает сильное напряжение в общении с другими людьми, ему проще контактировать с абстрактными схемами, книгами, теориями, чем с живым человеком, т.к. много тревоги, ощущения небезопасности. Замкнутость шизоида - от тревоги. А так он точно также хочет любви, привязанности, внимания - по-своему, но хочет.

Reply

marina_nif January 21 2013, 10:12:38 UTC
У меня после Вашей статьи и особенно - после последнего комментария появилось ощущение абсурдности идеи самодостаточности.
Самодостаточный - значит неживой, иначе не могу себе представить. Все что замкнуто, все что минимально взаимодействует с миром либо относится к неживой природе, либо гниет, как лимон в закрытой банке.

Reply

tumbalele January 21 2013, 10:27:13 UTC
Да, это совпадает с моим ощущением. Или ты открытая система, взаимодействующая с миром, сохраняя при этом автономность (самостоятельность), или закрытая, независимая и - обреченная. Как река и болото.

Reply


arhetip_v January 21 2013, 10:06:52 UTC
Для меня самодостаточность - достаточность Самости. И никакого зацикливания на себе в этом слове нет, наоборот, как и самостоятельность, она дает возможность быть с другими.

Reply

tumbalele January 21 2013, 10:17:26 UTC
Я не юнгианец :). Исхожу из гештальтистского представления, что человек - не замкнутая сама на себя система, а своего рода психологическое поле, формирующееся из организма (внутренней среды), внешней среды и границы контакта между ними. Даже Самость вряд ли раскроется без взаимодействия с внешним миром, без обратной связи, которую мы получаем от него. Собственно говоря, наша психика - инструмент взаимодействия с внешним миром, внутренняя реальность, рефлексия, возникла намного позже...

Reply

arhetip_v January 21 2013, 10:23:09 UTC
Понятие Самости есть не только у юнгианцев )
Эта гештальтистская теория вполне совпадает с моим представлением о психике. И Я как раз и пишу о контакте с внешним миром: самодостаточность, как я ее понимаю, как раз и позволяет вступать в контакт за счет преодоления тех страхов (зависимости, отвержения и т.д.), которые есть у не-самодостаточных.

Reply

tumbalele January 21 2013, 10:30:46 UTC
Так может быть, это "обозвать" самостоятельностью? Само наличие страха отвержения нормально, если от него не впадаешь в зависимость, но сам факт страха перед отвержением (когда, например, подходишь к красивой женщине, намереваясь ее пригласить куда-нибудь) уже обнажает мою потребность в ней и не самодостаточность (в моем понимании - когда достаточно самого себя, и "целый мир подождет"). Если я способен совладать сам с этим страхом и подойти - я самостоятелен, я не завишу от страха и не опираюсь на кого-то другого, чтобы с ним справиться (например, на алкоголь). "сам-стою".

Reply


dobrojelatell January 21 2013, 10:11:20 UTC
Самодостаточность - это когда человеку для совершения или не совершения действий достаточно только внутренних причин и обоснований.
Это не часто встречается, но бывает. Самодостаточный человек не станет воровать просто потому что все вокруг воруют и его уговаривают.

Благодарность самодостаточный человек вполне может испытывать, и испытывает даже чаще. Потому что всё равно приятно когда тебе помогают, даже если ты сам можешь всё сделать. Наоборот, несамодостаточным редко свойственно чувство благодарности. Потому что они считают что окружающие им что-то должны, и если им недодают, они злятся. Самодостаточный скажет спасибо за любую малость, а зависимый скажет - а почему так мало? Мне нужно гораздо больше!

Reply

tumbalele January 21 2013, 10:24:01 UTC
Пошла дискуссия :). Это замечательно.
Я исхожу из значения слова: "самодостаточность". "Сам себе достаточен" - это означает своего рода закрытость от обратной связи, невозможность саморегуляции своего поведения (так как она возможна как раз тогда, когда мы открыты миру). Например, возьмем ваше определение: "когда человеку для совершения или не совершения действий достаточно только внутренних причин и обоснований". Что это означает? Что такой человек не будет принимать во внимание потребности и чувства других людей. Ему достаточно только себя, только его внутренние причины. Чувствуете подвох? Отсюда и отсутствие чувства благодарности: кого благодарить, если для совершения действий важен только я сам? "само-достаточен".

Reply

dobrojelatell January 21 2013, 10:53:27 UTC
Что такое "достаточно"?
Если мне достаточно 20 тысяч в месяц, которые я зарабатываю своим трудом, это не значит что я обязательно откажусь от подарка в ещё 20 тысяч. Но это значит что я не украду их у старушки если представится такая возможность, потому что мне и так хватит. Достаточность средств даёт возможность трезво рассуждать принять подарок или нет, украсть или нет, и устраняет возможность манипулирования извне человеком у которого достаточно своих средств. Понятно что такое "достаочность"? Она не закрывает, а даёт свободу дополнительных действий.

Буду ли я благодарен за этот подарок? Ведь мне в принципе было достаточно и своих ( ... )

Reply

arhetip_v January 21 2013, 12:40:06 UTC
Вспомнила выражение "Богатый - не тот, у кого много, а тот, у кого достаточно". Самодостаточность - как раз противположность раздутому грандиозному Эго, эгоцентричности. Согласна с вами, особенно насчет этапа развития.

Reply


indiansummer1 January 21 2013, 10:16:56 UTC
понравилось определение личности как точки баланса между организмом и средой.

Reply

tumbalele January 21 2013, 10:19:54 UTC
Не мое :). Идея, кажется, от Калитеевской. Мне тоже нравится.

Reply


Leave a comment

Up