Кажется, Будда был неправ...

Dec 14, 2012 22:20

Отправной точкой стал следующий фрагмент из «Шопенгауэра как лекарство» И.Ялома.


«В брошюрке излагались четыре благородные истины Будды.

1. Жизнь есть страдание.
2. Страдание имеет свою причину в привязанностях
3. Страдание можно устранить: надо прекратить испытывать желания, отказаться от привязанностей, от своего Я.
4. Есть особый путь, ведущий к освобождению от страданий: восьмеричный путь к просветлению».

Однако теперь она задумалась об этом иначе. Озираясь и видя отрешенные лица учеников, бесстрастных помощников, изможденных аскетов, ютящихся в пещерах на склонах гор, с головой ушедших в «полет» випассаны, она задавала себе вопрос: так ли уж истинны эти четыре истины? Может, Будда чего-то не так понял? Не оказалось ли лекарство хуже болезни?... Куда она ни обращала взор, всюду были только самоотречение, жертвенность, самоограничение - одним словом, memento mori. Что случилось с этой жизнью? С ее радостями, желаньями, страстями, удовольствиями?

Разве жизнь так нестерпима и мучительна, что ею надо жертвовать ради спокойствия? Может быть, четыре благородные истины были верны только для своего времени? Верны 2500 лет назад в стране, изнывавшей от бедности, перенаселения, голода, болезней, несправедливостей, когда у людей не было никаких надежд на будущее? Но так ли уж истинны они сейчас?...» (Ирвин Ялом. «Шопенгауэр как лекарство»).


Я с большой симпатией отношусь к буддизму, выделяя его среди всех религиозно-философских учений. Но в этот момент я во многом соглашался (и продолжаю соглашаться) с Яломом. По-настоящему достичь просветления можно, только удалившись от мира в монастырях, живя нередко на подаяние. Ничего не создавая, ничего не привнося в мир своего - все в жертву во имя… Во имя чего? Вот она, странность  в буддизме: его цель обозначена как негативная, как стремление уйти от страдания … куда? В ничто. Т.к. нирвана, в буквальном переводе с санскрита, - «угасание, потухание».  Блаженство абсолютного покоя, но абсолютный покой - это полное отсутствие движения, смертельный холод (абсолютный температурный нуль, при котором останавливается движение атомов,  это −273,15 °C). Это - то, к чему стоит стремиться, это - конечная цель человеческих стремлений?

Блаженство по-буддистски: уничтожение собственного Я, как источника страдания. Остановить, затушить, прекратить бег. «В каждый момент вы стоите перед выбором: следовать за цепочкой мыслей, эмоций и ощущений, которые усиливают ваше впечатление собственной уязвимости и ограниченности, или же вспоминать свою истинную природу: чистую, необусловленную и несокрушимую». Идея неуязвимости…  Нет ли за приведенными словами ламы Йонге Мингьюр Ринпоче страха перед уязвимостью и ограниченностью человеческого существа? И именно этот страх - то, что движет многими из тех, кто увлекся буддизмом? Если не может совладать со страстями и с этим миром, который постоянно обращает тебя к этим страстям - может, сбежать от него в башню из невозмутимости?... В конце концов, Далай-Лама бежал из Китая, из родного Тибета. Потому что в Китае он был уязвим…

Насколько оправдан подход «жизнь есть страдание?», Первая Благородная истина? «Все есть страдание. Рождение страдание, болезнь - страдание, разлучение с приятным - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страданием» (Дхаммапада). Буддистская доктрина настолько пропитана идеей страдания, что даже высшая добродетель в нем - сострадание. Очень важное качество, на мой взгляд. Но как же со-радость? А любовь, страсть, наслаждение и удовольствие - стоит ли обесценивать их, если даже в будущем они закончатся? Е.Торчинов, крупнейший российский буддолог, неумолимо заключает: «Страдание в буддизме абсолютно, удовольствие весьма и весьма абсолютно».

Буддистка Д.Харрел-Холд пишет: «Мы вправе спросить: а как же насчет счастья? Но если вдуматься в то, что делает нас счастливыми, то мы заметим, что наши радости преходящи. Например, мы позагорали на солнце и теперь решили окунуться в бассейн, чтобы охладиться. Сначала мы испытываем приятные ощущения, но спустя какое-то время начинаем замерзать и понимаем, что лучше выйти снова на солнца. Если же останемся в бассейне, то начнем страдать от холода и усталости»…  Для меня логичным было бы следовать за собственными ощущениями и выйти погреться, и получить новую порцию удовольствия - уже от солнца. В логике Д.Харрел-Холд лучше вообще никогда больше не влезать в бассейн. Ибо холодная вода есть страдание. Да и загорать тоже не стоит…

Вторая Благородная истина… Е.Торчинов полнее, чем Ялом, раскрывает ее содержание. Причина страдания - это «влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни, как сказал бы увлекающийся буддизмом и другими индийскими учениями А.Шопенгауэр». Причина страдания - жажда жить… Я слышу в этих строках мощнейший заряд аутоагрессии и все то же дыхание вселенского холода. Оно становится еще более явственным, если уточним, что вся жизнь как страдание регулируется кармой, которая переводится с санскрита вовсе не как «судьба» (это совершенно неверно), а как «дело, действие». Карма - это любое действие (физическое, словесное, мыслительное, волевое), которое приводит к каким-либо последствиям. Карма - это совокупность последствий собственных действий, которая кочует за тобою в следующую жизнь, претворяясь в страданиях. Как выйти из-под закона кармы? Остановиться. Не делать ничего, что привело бы к последствиям…  Снова абсолютный нуль, отсутствие движения.

А как же быть с многочисленными тибетскими ламами (и не только), которые производят впечатление вполне счастливых и умиротворенных людей, а не «замороженных»? Сдается мне, что это заслуга медитации, а не буддистского учения в целом. Для меня лично самое интересное  в буддизме - это огромный накопленный опыт  наблюдения за собственным сознанием в процессе медитации. Но медитация - не буддистское изобретение, она используется как инструмент.  Поэтому ее эффективность слабо связана с учением Будды, и она может применяться людьми любого мировоззрения.  Лежащая передо мной книга Й.М.Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» вся выстроена вокруг медитации, и буддистское учение в этом тексте воспринимается как приложение к медитации, а не наоборот.

В общем, как-то не укладывается в моем сознании идея о том, что счастье - в остановке движения. Мне как-то ближе идея о том, что счастье - это скорее движение с переживанием удовольствия и осознания направления и смысла движения. Со  всем этим несовершенством и уязвимостью, придающей остроту.

Немного про буддизм

1. Дхаммапада
2. Армстронг К. Будда.
3. Джордан М. Будда. Его жизнь в образах
4. Исцеляющие эмоции. Беседы с Далай-ламой об осознанности, эмоциях и здоровье
5. Торчинов Е. Введение в буддизм.
6. Ринпоче Й.М. Будда, мозг и нейрофизиология счастья
7. Розенберг Л. Секреты медитативного дыхания (випассана)
8. Фаррер-Холлс Д. Мудрость буддизма

Previous post Next post
Up