Иногда ловлю себя на смешанном чувстве зависти и восхищения по отношению к тем, кто очень точно изложил те же мысли, которые витали у меня же самого. Но которые я сам не изложил - или руки не дошли, или сформулировать никак не получалось, или выходило не так складно... Вот это - тот случай. Привожу фрагмент из статьи К.Павлова
"Баллада о трех "неандертальских" ценностях" . В ней речь идет о том, что реально может предложить терапевт экзистенциально-гуманистического направления в психологии и психотерапии в обмен на деньги клиента (это условно называется "неандертальскими ценностями").
____________________________________________
Осмелюсь заявить, что, отнюдь не всегда являясь достаточным условием для успешной терапии, следование "Неандертальским" ценностям лежит в основе любой психотерапии (по крайней мере, относящей себя к гуманистическому направлению, а в последнее время - гораздо шире), являясь минимально необходимым требованием для того, чтобы терапевтический альянс состоялся.
Итак, три ценности, предлагаемые Терапевтом Клиенту в обмен на деньги последнего:
1. Собственное ВРЕМЯ терапевта.
2. Сфокусированное на потребностях Клиента ВНИМАНИЕ Терапевта.
3. Дозированная (по объему и занимаемому времени сессии, но не по "настоящести"!) ИСКРЕННОСТЬ Терапевта в предъявлении себя Клиенту.
Заметьте, что в данном списке нет ни "Надежды", ни "Гарантии Исцеления", ни, наконец, "Ответов на вопросы: Почему?" Позиция Гештальтиста проста и понятна: я предлагаю только то, что могу гарантировать. Поэтому я могу надеяться на положительные изменения в судьбе Клиента, но не могу гарантировать его собственное чувство - надежду - для него самого. Современные представления о природе мироздания и знания о том, как устроен мир, опирающиеся (парадокс!) на теорию хаоса и признающие вероятностный характер подавляющего большинства событий, определяют скептическое отношение к гарантиям вообще. В случае же со столь тонкой материей, каковой является внутренний мир человека, гарантировать что бы то ни было (с научной точки зрения, разумеется) - просто дурной тон. О возможности драматических последствий незримо малых событий сейчас знает каждый уважающий себя школьник, читавший Достоевского, Бредбери, а, может, и Пригожина, Левина или даже Парлетта. Линейной, объяснительной, детерминистской модели приходит на смену релятивистская, увы, лишающая нас "противотревожной" надежды на то, чтобы, наконец, однозначно понять: "Почему же все происходит именно так, а не иначе?" Однозначных ответов на вопрос: "почему?" нет.
___________________________________________
Для уточнения, что же имеет в виду автор под релятивистской моделью, можно обратиться к другой его
статье, простой и понятной, на мой взляд.