Образ человека: экзистенциальная психология

Jan 08, 2012 00:56

В дополнение к посту про образ человека в гештальт-терапии. Сразу оговорюсь, что это - то, как я лично понимаю экзистенциальную психологию и психотерапию. Кто-то может видеть и иначе, и это - нормально. У каждого свой экзистенциализм (от латинского корня, означающего «существование»). 


Экзистенциализм рассматривает человека как единственное живое существо, способное вступить в диалог с окружающим миром. Человек - единственный, кто пытается осмыслить свое существование  в этом огромном и загадочном мире. И с самого рождения он сталкивается с осознаваемыми им данностями существования, изначально вплетенными в ткань жизни. Иногда это можно воспринимать как вызовы, которые мир (Вселенная, Природа, Жизнь...) бросает ему. Источником многих глубинных личностных проблем является тот факт, что человек уклоняется от ответа на эти вызовы, или вовсе делает вид, что их нет. Кто-то начинает яростно бороться с данностями жизни и, таким образом, со всем Миром. Но Вселенную невозможно победить, одолеть в бою. Можно только вступить с ней в разговор, задать вопросы себе и миру. И прислушаться к внутреннему шепоту, приняв эти самые данности.


Что это за вызовы или данности?  Экзистенциалисты называют разное их количество, но основных - четыре. Это смерть, одиночество, смысл и свобода/ответственность.

Смерть. Простая данность жизни: мы все смертны, и когда-нибудь умрем. Вызов Вселенной звучит так: «Ты знаешь, что ты умрешь. Что ты будешь делать с этим знанием?». Memento mori, “помни о смерти». Римляне хорошо чувствовали этот вызов. Они на пирах ставили череп, на котором писали  эти слова, и смысл в них был такой: «Помни о смерти, поэтому наслаждайся жизнью сейчас, завтра может быть уже поздно». Разные культуры по-разному пытались ответить на заданный вопрос - от самурайского приветствия смерти до ее отрицания во многих (но не всех!) христианских культурах. Но меня больше всего интересует ответ, который дают не культуры, а отдельные люди.... Чаще всего люди делают вид, что не слышат этого вопроса. Мы живем, как будто являемся бессмертными, как будто времени у нас - целая вечность. Позиция, понятная у детей, но даже они в возрасте 3-6 лет думают о смерти, и не так уж и мало. Дети слышат вопрос, чувствуют этот вызов, и обращаются ко взрослым - со своими страхами перед смертью, страхом смерти близких... Но со временем, при помощи взрослых, они учатся защищаться от едва слышного шепота «ты смертен». И для ребенка это - нормально. А взрослые, способные уже дать ответ? Но они отвечают чаще всего двумя способами.
1. «Со мной такого не может произойти». С такой верой человек игнорирует правила безопасности. Когда я спрашиваю людей, для кого они пристегиваются ремнем безопасности в автомобиле, чаще всего следует ответ: «для полиции».  Игнорируются возможные болезни. Игнорируются сигналы о том, что здоровье уже не то.
2. «Кто-нибудь меня спасет, если будет совсем туго». Это вера в конечного спасителя. В Бога, врача, психолога/психотерапевта, ученых/науку, президента/вождя, гуру и так далее, и тому подобное. Человечество постоянно сталкивается с истовой верой в то, что придет кто-то - и спасет его, страну, мир, отечество... От смерти и разрушения спасет некто или нечто, и эта вера не угасает.

Но оба ответа - это уход от встречи со смертью как данностью жизни. Иногда эта данность просто хватает нас и заставляет взглянуть себе в лицо. Клиническая смерть, старость, смертельная болезнь, смертельный риск, внезапная утрата близких и родных... Многие люди, столкнувшиеся со смертельной опасностью, переосмысливают свою прежнюю жизнь - и меняют свое отношение к ней. Смерть расставляет все по своим местам, обнажает приоритеты и отсеивает шелуху, повседневные мелочи, страхи, переживания... Если игнорировать вызов смерти, то иногда только в конце жизни человек вдруг понимает, что вся жизнь прошла, а он так и не сделал ничего, чем бы он гордился...

Одиночество. Простая данность жизни: мы рождаемся одни и нашего желания не спрашивают, мы умираем одни - никого с собой в неизвестность забрать не можем. В промежутке между рождением и смертью одиночество как данность предстает перед нами в виде факта, что мы никогда до конца не сможем проникнуть в мир другого человека. Никогда не сможем по-настоящему во всей полноте ощутить другого. Это очень болезненный факт, и оно с особой болью отзывается в нашей душе, когда нас отвергают, то есть буквально тыкают в факт, что ты - один, и что ты так и не смог наладить подлинный контакт с другими, ты их так и не понял. Итак, Вселенная спрашивает: «Ты один в этом мире. Что ты будешь делать с этим?». Два самых популярных ответа:
1. «Нет, я не один! Нас - много, мы - едины!». Младенец осознает себя частью мамы, а мама ощущает себя единой с младенцем - отсюда милое и трогательное материнское «мы». «Мы пописали... Мы поспали... Мы поели». Но чем взрослее становится человек, тем сильнее в нем звучит «Я» - происходит обособление, изоляция. Один из способов заглушить шепот Вселенной - это слиться с кем-то, как тогда, в раннем детстве. И тогда звучит: «мы, нас, единство, нерушимость союза...». И тогда все члены семьи должны думать и чувствовать одинаково, а разные мнения, чувства и идеи относительно отпуска - признак надвигающейся катастрофы. А еще возможно постоянное ощущение присутствия Бога - тоже сильное противоядие против одиночества.
2. «Да, я один, и никто мне не нужен, я человек самодостаточный, и мне хватает меня самого!»  Этот ответ позволяет избегать отвержения - ситуации, когда экзистенциальное, изначальное одиночество непрошеным гостем врывается в душу. Уж лучше я буду терпеть одиночество «версии лайт», чем переживать его во всей полноте. Если убеждаешь себя в том, что тебе никто не нужен, то можно притерпеться жить с самим собой. Ну да, мастурбация вместо секса... Тоже неплохо, зато точно не отвергнут...

Эту данность - одиночество через осознание того, что вокруг тебя - другие, даже чужие люди - можно опять-таки только принять, воевать с ней бесполезно. И тогда, пройдя через космическую «оставленность», можно заново обратиться к людям, и начать диалог с ними. Пытаясь понять чужую душу, но не из желания слиться и не из страха остаться одному - а из подлинного интереса. И тогда, парадоксальным образом, ты перестаешь быть один. Многим детям трудно дается для осознания тот факт, что их мама или папа - не только мама и папа, но еще и женщина и мужчина, и у них есть своя, личная жизнь, в которую доступа детям - нет. Но осознание этого факта позволяет выстраивать более глубокие отношения с родителями.

Смысл. Данность жизни: мы рождаемся в мире, в котором нет очевидного смысла жизни. Сам вопрос «зачем мы здесь?» мог родиться только в условиях, когда этот смысл не ощущается непосредственно. О смысле начинают рассуждать тогда, когда его утрачивают. Вселенная шепчет: «В жизни нет очевидного и понятного для всех смысла. Что будешь ты с этим делать?» Ответы звучат разные...
1. «Да, смысла в жизни нет. Ну и что?» Это логика простого существования.
2. «Смысл жизни есть, он провозглашен... записан... вытекает из естественного положения дел...». Чаще всего так отвечают религиозные или просто верующие люди. Объективный смысл жизни существует, и он четко зафиксирован кем-то.
3. «Смысл жизни есть, но только я сам могу найти и сформулировать его, он субъективен». Смысл жизни здесь придают многие простые вещи,  о них подробно я говорил здесь и здесь, не буду повторяться. Нередко второй и третий ответы роднит между собой ощущение того, что смысл, какой бы он ни был, лежит во внешнем мире, вне себя - в служении Богу, в помощи другим людям...

Свобода/ответственность. Данность жизни: мы личности, которые обладают субъектностью - то есть способностью менять условия своего существования. Более того, мы, в определенных пределах, сами можем определять эти сами условия. Свобода по сути своей - это отсутствие внешней структуры, определяющей нашу жизнь, и, соответственно, необходимость самому выстраивать внутреннюю структуру, упорядочивающую нашу жизнь (это ответственность, неотъемлемая грань  свободы). Вызов звучит так: «Вот тебе твоя жизнь. Что ты будешь с ней делать?». Ответы звучат чаще всего такие:
1. «Свободы нет, свобода воли - лишь иллюзия». Варианты - «у меня нет выбора», «а что еще остается делать», «ты начальник - я дурак», «слушаю и повинуюсь». То есть на вопрос «что ты будешь делать с жизнью» следует ответ: «то, что скажут те, в чьих руках находится моя жизнь. Но точно знаю, что она - не в моих руках».  Пусть кто-нибудь другой структурирует мою жизнь, мой выбор, мое время. Пусть кто-нибудь другой определит смысл моей жизни, спасет меня от одиночества и смерти.
2. «Я буду делать со своей жизнью все, что захочу, и побойтесь те, кто встал на моем пути». Это путь тотального индивидуализма, желания выстраивать свой дом, совершенно не учитывая ни климата, ни ландшафта, ни того факта, что рядом стоят еще и другие дома. По сути, это анархия - свобода, лишенная ответственности.
3. «Я буду делать в свой жизни то, что считаю нужным, но помню, что «нужное мне» - не обязательно «нужное другим». Это путь ответственности, включающий в себя и самоограничение, осознание того, что ты не один существуешь в этом мире. Но в данном случае не другие люди определяют твое существование, а ты сам учитываешь бытие других людей.

Таким образом, экзистенциальная психология рассматривает человека как стоящего один на один с миром, и вступающего с ним в диалог. И от успешности этого диалога, от принятия данностей существования зависит и наполненность жизни.




психотерапия, философия, экзистенциальная психология

Previous post Next post
Up