Чистил на днях свой «Рабочий стол» в компьютере от старых файлов - они же имеют привычку постепенно заполнять все пространство экрана. Чищу, иногда заглядываю в документ - что это за зверь такой завелся у меня. И в процессе обнаружил целую россыпь разного рода заготовок для статей, которые я начинал писать и забросил. Забросил?! Еще несколько лет назад это было бы невозможным. Выжимай из себя все соки, мучайся - но закончи!
А еще раньше такое было при чтении книг. Например, нужно было дочитывать до конца книги, которые уже после первой главы вызывают зевоту. Скучно, неинтересно - но нужно дочитать. Почему? А потому что раз начал - то закончи. И закрой книгу с чувством облегчения: гештальт закрыт, можно расслабиться ненадолго.
И еще вспомнил массу случаев из жизней других людей, связанных с совершенно иррациональной сладкой парочкой убеждений: «доводи все до конца, раз начал - закончи» и ««нужно быть последовательным и постоянным, быть непоследовательным - плохо».
Например…
…Доедать всю еду, которая на тарелке или есть все блюда, которые наготовили, даже если в середине процесса уже почувствовал, что наелся. В некоторых случаях: доедать то, что не доели твои дети (это встречается у некоторых мам). Но ни в коем случае не выбрасывать еду. Потому что люди в блокадном Ленинграде голодали.
…Встречаться с женщиной/мужчиной на том основании, что вы встретились один раз до этого, и поэтому просто так отношения бросать нельзя. В таком случае люди словно дают друг другу обещание: «раз уж я начал/а, то первая не закончу». Или не расставаться после какого-то времени общения друг с другом, вымучивать встречи, «потому что мы были друзьями». Т.е. раз были друзьями в прошлом, то теперь обязаны поддерживать отношения, даже если не хочется.
…Не заканчивать преждевременно какой-либо проект только на том основании, что раз уж начали эту дело, то нужно ее закончить. Например, пытаться писать диссертацию, когда смысла в ней уже не видишь и она уже не нужна.
…Ходить на изматывающие тренировки только потому, что «я так всегда делал».
…Начать делать сразу три дела одновременно, почувствовать, что не тянешь все три, но все равно продолжать, потому что жалко усилий, потраченных на два дела из трех.
…Менять свое мнение в процессе обсуждения, потому что «непоследовательность и непостоянство - это плохо».
И вообще: коней на переправе не меняют.
В итоге люди становятся заложниками ранее сделанных выборов, и закрывают перед собой возможность корректировать их или вовсе отказываться, если они оказались ошибочными. Цена выбора многократно возрастает (скорректировать-то нет возможности, это навсегда!) и нередко способность выбирать парализуется. Подкрепляют иррациональную пару убеждений две не менее иррациональные подпорки: «синдром затраченных усилий» и иллюзорные обязательства перед другими.
«Синдром затраченных усилий» - очень популярное средство продолжить делать глупость даже тогда, когда осознал, что делаешь глупость. «Раз я потратил на эту чушь сто тысяч рублей, то лучше потратить еще 70 тысяч, чтобы эту чушь довести до конца, чем отказаться от завершения и, таким образом, публично признать, что это чушь». И потерять в итоге 170 тысяч, а не 100. Т.е. при этом «синдроме» ценность какого-либо дела определяется не смыслом, а затраченными ресурсами, и чем больше затратили ресурсов - тем ценнее что-то становится.
Иллюзорные обязательства перед другими. Обязательство - это обещание во что бы то ни стало выполнить условленное. Есть обязательства реальные, а есть иллюзорные. Реальные обязательства перед другими - это те, которые были взяты нами самими, и они относятся к конкретным действиям/обещаниям/проектам, и ясно оговорены с тем, перед кем мы эти обязательства несем. Иллюзорные обязательства - это наши представления о том, чего ждут от нас другие, причем без выяснения того, так это или нет. При этом идея, что раз от нас что-то ждут, значит, мы должны это делать, под сомнение часто не ставится.
И в этой точке возникает один интересный момент: обязательства перед самим собой. То есть пообещал сам себе, и тогда уж будь добр - выполни, раз обещал, несмотря ни на что. Но ведь тот, кому ты это обещал - ты сам. То есть сам можешь отменить какое-то обязательство, данное себе, если оно перестало быть нужным/полезным. Ведь как с другими? Обещал я одному человеку привезти что-то из другого города, а он мне спустя какое-то время говорит: «Все в порядке, отбой, нашли нужное у нас!» или «Проблема снята, решили вообще этим не заниматься, поэтому не нужно». Я же не буду настаивать: «нет, я все-таки привезу это, даже не проси, даже если не хочешь - я приеду и отдам тебе!». Нет, я спокойно пожму плечами и займусь своими делами. Почему тогда многим людям не получается отменять обязательства перед самими собой, когда смысл в них исчезает? Зачем, с упорством, достойным лучшего применения, люди продолжают начатое дело, которое утратило всякий личностный смысл, и не могут отказаться от него или, если отказываются, то испытывают угрызения совести, как будто обманули самих себя?
Почему? Потому что это обязательство не перед самим собой, а все-таки перед кем-то другим. Например, перед «идеальным Я», которое всегда воплощает в себе обрывки чужих идей о том, какими должны/обязаны быть мы. Перед образами родителей или еще перед кем-то, но только не перед собой-настоящим. Если мы даем обещание самим себе, то мы же точно также можем это обещание снять, если смысл в нем утрачен, и спокойно заняться чем-то другим. Чтобы это стало возможным, хорошо бы:
а) признать, что мы можем делать ошибки в выборе чего угодно, и это нормально;
б) признать реальность того, что занятие, которому мы предаемся, уже не имеет никакого смысла для нас;
в) быть чувствительными к собственным смыслам (а смысл - это связь того, что мы делаем, с нашими потребностями и ценностями);
г) обнаружить в себе того, кто заставляет нас держать обещание, данное ему, кому мы обязаны продолжать то, что делаем. И привести ситуацию в соответствие с реальностью: вернуть себе обязательство, данное нами самим себе. И поступить с ним по своему усмотрению.
В общем, все в итоге банально: со сдохших лошадей лучше все-таки слезать, чем их пришпоривать, убеждать себя, что «еще что-то можно сделать» или сидеть на них с чувством выполняемого долга.