Это скучно!
Рассуждая с колокольни зрителя-наблюдателя, зрелищность воздушных схваток сопоставима только с захватывающим течением боя на подводных лодках. И в обоих случаях этот вид противостояний беспощаден к терпению обычного человека.
Конечно, никто не будет спорить, что летать на самолете, это само по себе захватывающее времяпрепровождение. А эмоции от полетов и стрельбы из пулемета и пускания ракеты с помощью джойстика, при полном ощущении физических законов в миллион раз сильнее, чем от игры "Ил-2 Штурмовик". Но что, если ты не участвуешь в военной операции, а просто наблюдаешь за всем происходящим как будто с камеры в кабине пилота?
Кроме великолепного "В бой идут одни старики" на ум не приходит ни один отечественным фильм про военных летчиков. Поэтому все впечатления о том, что творится в кабине пилота во время заварушки, сложились опять благодаря зарубежному кино. И кульминация боя, за секунду до указательного пальца крупным планом, нажимающим курок джойстика, выглядит примерно так:
По экрану бегает мишень и захватывает цель, потом пуск ракет или стрельба из пулеметов и враг повержен!
На самом деле, самолет противника при ближнем бое выглядит так:
При ближнем бое! Точка вдалеке, которую за грязь с непривычки можно принять.
При дальних расстояниях цель вообще не видна невооруженному глазу. И большинство боев происходит примерно так: какое-то сообщение на бортовом компьютере приводит к реакции пилота, и тот выпускает ракеты. Где-то вдалеке бабахает. Со стороны драка на самолетах похожа не на гонки с высокими ставками, а больше на ожидание, что вот сейчас из ниоткуда прилетит ракета.
Конечно, никто не будет спорить, что идти на подводной лодке в команде других низкорослых ребят, это само по себе захватывающее времяпрепровождение. Там же нет окон! И кислорода ограниченное количество. И еды. Дух захватывает! А если бой, то все отважно распределяется по местам и начинаются напряженные мгновения.
Click to view
Опять-таки из кино. Когда ищут врага, то смотрят в гидролокатор (он же сонар), и видят там понятную, в принципе, картину:
Оператор сонара обязательно должен комментировать вслух то, что видит, чтобы мы (зрители) тоже понимали что видим, и почему все пикает.
Радар делает цикл.
- Вижу три цели!
Радар делает цикл.
- Нет, стойте! Шесть!
Радар делает цикл.
- О Боже! 12!
На самом деле выглядит просто. Вы в центре. Неприятель - яркая фиолетовая точка. Не не заметишь. Приказываете главному по торпедам стрелять в точку. Торпеды пошли. Момент и точка исчезает с экрана.
А вот так экран гидролокатора выглядит по-настоящему:
Ну и как с помощью этого сражаться?
В военной природе существует два типа сонаров: активный и пассивный. Активный, в принципе, и работает так, как от него все ждут. Он "засылает" громкий импульс - пинг (так между собой моряки называют импульсы с сонаров) и считает потом, сколько времени понадобилось пингу, чтобы вернуться домой, отразившись от чего-либо. Активный сонар с легкостью сообщит все главную информацию: с какой скоростью, на каком расстоянии и в каком направлении движется что-либо. Но он также с легкостью раскроет ваше местоположение для страждущих. В радиусе нескольких километров.
99% времени подводнки используют пассивные гидролокаторы (или занимаются шумопеленгованием). По сути, это микрофоны, которые торчат снаружи лодки и фиксируют шумы. Специально обученные люди очень-очень внимательно их слушают и вычленяют из ненужных криков утопающих на соседнем пляже жизненно важные звуки, которые производятся вражеским судном. А звуки эти у всех судов разные, поэтому с помощью пассивного гидролокатора капитану подводной лодки может быть известен класс, тип и, в некоторых случаях, название вражеской военной машины, которую он собрался топить. А вот с подсчетом величин (расстояния и скорости) возникают проблемы. Для более-менее точно определения точки, в которую стоит запускать торпеду, команде подводной лодки нужно в среднем около 15-минут непрерывного прослушивания и подсчетов. И снаряд угодит в цель только в том случае, если вражеский объект вдруг не вздумает слегка поменять скорость или, не дай Бог, курс.