Уже давным давно собиралась написать о Фаберже. Столько раз начинала, потом пост то стирался, то терялся, то комп ломался. В общем, время пришло. Пост получается слишком монументальным, посему позволю себе разделить его на две части.
Серия пасхальных яиц для императорской семьи создавалась в период с 1885 до 1917 года. Надо заметить, что в царских семьях эта традиция была и раньше, но только Карл Фаберже и его мастера довели искусство изготовления этих сувениров до высочайшего уровня, придали им ореол легенды.
Всего в мастерской Фаберже было создано 71 яйцо, из которых 54 - непосредственно для императорской семьи. До нашего времени дошло 64 яйца, разбросанных по всему миру - музеи, частные коллекции, фонды. Самое большое количество яиц - 15 - является собственностью фонда Вексельберга (бывшая коллекция Форбса), еще 12 - в России (10 в Оружейной палате и 2 в Русском музее), 4 - в коллекции Елизаветы II, 13 - в частных коллекциях. Местонахождение 8 яиц неизвестно.
Первое яйцо было создано в 1885 году по заказу императора Александра III для супруги Марии Федоровны. Яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона (утеряна).
Императрице настолько понравился подарок, что Фаберже получил заказ производить на свет по яйцу ежегодно, к каждой Пасхе. Единственным условием императора был непременный сюрприз внутри яйца. Во всем остальном ювелиру предоставлялась полная свобода действий. В мастерской работал целый штат ювелиров, камнерезов, художников и дизайнеров. Традицию Александра продолжил Николай II, каждый год даря по два яйца - одно супруге, а второе матери.
В 1886 году было создано второе яйцо - Курочка с сапфировым кулоном (к сожалению, нет его изображения)
1887 - Золотое яйцо с часами, одно из восьми утерянных. Четырнадцатикаратные часы, выполненные в рублёном корпусе в виде яйца с семидесяти пятью бриллиантами. Оно располагается на изысканной восемнадцатикаратной трёхцветной золотой подставке, выполненной в округлой форме и украшенной волнообразным узором. Подставка имеет сдвоенные ножки, украшенные розовыми бутонами и маленькими листьями. На кольце подставки располагаются три больших сапфира, от которых в стороны расходятся ленты, украшенные маленькими бриллиантами, которые поддерживают гирлянды из роз и листьев, венчающих ножки.
1888 год - Херувим и колесница. Двухколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце - херувим с часами.
1889 год - Несессер. яйцо было сконструировано в форме футляра, содержащего предметы женского туалета. Поскольку точный внешний вид изделия не известен, то можно опираться только на сведения из описи императорского драгоценного имущества 1917 года, в которой оно числилось как «разноцветные камни и бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры» Вполне возможно, что сюрпризом был набор из 13 предметов женского маникюрного набора, инкрустированных бриллиантами, хотя в этом нет точной уверенности. Поскольку до наших дней не дошло ни одной фотографии яйца или его части, то короткие описания остаются единственными достоверными сведениями, позволяющими представить его дизайн и сущность сюрприза.
1890 год - Датские дворцы. Снаружи яйцо оформлено розово-лиловой эмалью, разделённой золотыми полосками на двенадцать секций. Шесть вертикальных линий и три горизонтальные линии инкрустированы огранёнными розой бриллиантами. На каждом из пересечений линий расположены изумруды, а на вершине яйца располагается медальон с листьями, распускающимися вокруг звездчатого сапфира в форме кабошона. С обратной стороны яйца расположены листья с орнаментами, выполненными при помощи чеканки.
Яйцо имеет механизм открытия для получения 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами на верху и греческими меандрами снизу. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом. На миниатюрах изображены императорские яхты
Полярная Звезда и Царевна; Замок Бернстоф в Копенгагене; Императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг;
дворец Амалиенсборг в Копенгагене;
замок Кронсборг в городе
Хелбсингёр; дворец Коттедж в Петергофе; Гатчинский дворец рядом с Санкт-Петербургом.
1891 - Память Азова. Вырезанное из цельного куска гелиотропа яйцо «Память Азова» выполнено в стиле Людовика XV. Оно покрыто ажурными золотыми орнаментами в стиле рококо, инкрустированными бриллиантами и золотыми цветками. Широкая золотая кайма в месте соединения двух половинок яйца украшена
рубином и двумя бриллиантами. Отделка внутренней части яйца выполнена зелёным бархатом.
Сюрпризом яйца является миниатюрная модель крейсера Российского Императорского флота Память Азова, выполненная из красного и жёлтого золота и платины с маленькими бриллиантами в качестве стёкол, установленная на пластине из аквамарина, имитирующего воду. На корме судна выгравировано название «Азов». Подставка имеет золотую рамку с петлёй для удобного извлечения из яйца.
1892 - Алмазная сетка. Скорлупа яйца вырезана из полупрозрачного яблочно-зелёного бавенита, оплетённого диагональной сеткой из платиновых полос, инкрустированных бриллиантами
огранки роза на золотых основаниях. Сверху и снизу, в местах соединения полосок, расположены два больших бриллианта. Внутренняя отделка выполнена белым атласом и имеется пространство для размещения сюрприза. Основание представляло из себя круглую бледно-зелёную плиту из
жадеита, на которой находились три херувима, поддерживающие яйцо. Считалось, что они олицетворяют трёх сыновей императорской семьи: Николая (наследника престола), Георгия и Михаила. В настоящий момент основание утеряно.
Сюрприз, теперь утерянный, был первым механизмом, разработанным в мастерских Фаберже. Он представлял из себя фигурку слоника с ключом для его заводки. Слоник с маленькой золотой башней был изготовлен из слоновой кости, частично покрытой эмалью, и инкрустирован огранёнными розой бриллиантами. Его бока были украшены золотыми узорами в форме двух креcтов, каждый с пятью белыми драгоценными камнями. Лоб слона был украшен такими же камнями. Бивни, хобот и упряжь были украшены маленькими алмазами. Слоник преднамеренно имел сходство со слоном, изображенном на королевском гербе Дании, как воспоминание из детства Марии Федоровне. Фигурка слона была повторена в 1900 году в яйце «Сосновая шишка», сделанном для Барбары Кельх.
1893 - Кавказское. Яйцо-сувенир в стиле позднего Людовика XV имеет четыре овальных «окна», каждое из которых закрывается овальной дверцей с бордюром из жемчуга. С наружной стороны в центре каждой из дверц находится
бриллиантовый венок, поддерживающий цифру. Вместе они составляют число 1893. По бокам каждого окна и дверцы находятся золотые жезлы с бриллиантовыми полосками и с жемчужинами на концах. За каждой открывающейся дверцей располагаются миниатюры на
слоновой кости, изображающие виды Абастуманского дворца на Кавказе, в котором Великий князь Георгий Александрович провёл большую часть жизни. Миниатюры написаны придворным миниатюристом Константином Крижицким. На верхней части яйца под большим «портретным» бриллиантом находится миниатюрный портрет Великого князя Георгия Александровича. Портретный бриллиант окружён бриллиантами огранки розой и лавровым венком. В основании яйца находится портретный бриллиант меньшего размера. В верхней и нижней четвертях яйца - розовая гирлянда из цветного золота, перевязанная
платиновыми бантами, унизанными бриллиантами. Яйцо располагается на подставке с витыми золотыми ножками, имитирующими гнутое дерево.
Сюрприз яйца был утерян, и о нём не осталось документальных свидетельств.
1894 - Ренессанс. Ларец в форме яйца из просвечивающего голубовато- молочного агата, лежит горизонтально на овальном золотом основании. Верхняя половина, или «крышка», открывающаяся на шарнире, украшена накладной трельяжной решеткой белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на перекрещениях. Сверху - выложенная алмазами дата «1894» в овалe землянично-красной прозрачной эмали в обрамлении стилизованых раковин зеленой эмали, перемежающихся яйцевидным мотивом красной и белой эмали. Нижнее окаймление крышки украшено раковинами прозрачной землянично-красной эмали в промежутках между завитками белой эмали с алмазами. Края створок внутренней стороны яйца, видных при открытой крышке, отделаны растительным бордюром на белом эмалевом фоне. Нижняя створка окаймлена сверху полосой землянично-красной эмали и охвачена снизу поясами из листьев с ягодкой и голубыми раковинами «пряжек». С обоих сторон ларца помещены золотые скульптурные львиные головы с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зеленой эмали, чередующихся с цветами красной эмали.
По одной из версий сюрприз из этого яйца был утерян. По другой (версии Кристофера Форбса) сюрпризом является яйцо "Воскресение Христово", которое выполнено в схожей манере и идеально подходит по размеру. В подкрепление этой версии, это яйцо не имеет инвентарного номера, т.е. не является самостоятельным произведением.
1895 - Яйцо-часы с синей змеей. Ювелирным мастером, изготовившим это яйцо, стал Михаил Перхин из компании Фаберже. Яйцо располагается на золотой подставке, украшенной узорами из опаловой белой
эмали. Три панели подставки покрыты золотом четырёх цветов, символизирующих искусства и науки. Золотая
змея, инкрустированная бриллиантами, обвивает подставку, соединяя её с яйцом, и поднимается до его середины. Голова змеи и её язык указывают на текущий час, отображающийся римскими цифрами на вращающейся белой панели. Большая часть яйца покрыта полупрозрачной синей эмалью и золотыми полосами с бриллиантами, а также в его нижней и верхней частях есть элементы часового звонка. На каждой из сторон яйца располагаются золотые ручки в форме скульптурных арок в виде буквы «C», прикреплённых недалеко от верха и посередине яйца. Одной из интересных особенностей является то, что «Яйцо-часы с синей змеёй» не содержит
сапфиров, а в русских исторических архивах об описи конфискованного имперского имущества за 1917 год и в документах передачи коллекции из Аничкова дворца за 1922 год в Совнарком указано, что все предметы содержат сапфиры.
Поскольку яйцо является рабочими часами, то оно не содержит сюрприза.
1895 - Яйцо с бутоном розы.
Пасхальное яйцо выполнено в стиле неоклассицизма в противовес популярному в конце 19 века стилю ар-нуво. Яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны. Корона являлась указанием на новый титул Александры Фёдоровны как императрицы Российской империи.
1896 - Портреты Александра III. Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений
фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей,
украшенной орнаментами
эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся
монограммы МФ (Мария Федоровна) и АIII (
Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов. В верхней половине располагаются монограммы МФ, в нижней - АIII. Также с обеих его сторон находятся большие бриллианты, располагающиеся на круглых золотых площадках. Яйцо отрывается и внутри имеет отделку бархатом.
Миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота, которые были утрачены во время экспроприации.
1896 - Яйцо с вращающимися миниатюрами. Данное яйцо было изготовлено в фирме Фаберже мастерои Михаилом Перхиным с миниатюрами Иоганнеса Зенграфа. Внешняя оболочка из горного хрусталя ограничена тонкой золотой полоской, покрытой изумрудно-зелёной эмалью, инкрустированной
бриллиантами. Ювелирное яйцо венчает 27- каратный сибирский изумруд, расположенный на золотой подложке, покрытой изумрудно-зелёной эмалью. Данный кабошонный изумруд является одним из самых больших драгоценных камней, использованных Фаберже в серии императорских яиц. Ножка яйца располагается на постаменте из горного хрусталя. Ножка состоит из красочно расписанного покрытого эмалью золотого двойного сфероида, окруженного двумя кругами из бриллиантов огранки розой. Оно также украшено монограммами царицы, принцессы Алисы Гессен-Дармштадской до замужества и позднее Александры Фёдоровны, императрицы Российской. Каждая монограмма увенчана бриллиантовой короной соответствующего королевского дома. Эти монограммы формируют непрерывный узор вокруг основания ювелирного яйца.
Внутри яйца из горного хрусталя располагается золотая ось, поддерживающая двенадцать миниатюрных рисунков. На них изображены различные дворцы и резиденции, которые были значимы для молодой императрицы. Каждое из этих мест является памятным для Николая и Александры, как первые моменты их знакомства до бракосочетания, состоявшегося в 1894 году.
В момент отпускания кабошонного изумруда, расположенного сверху яйца, приводится в движение механизм, вращающий миниатюры внутри яйца. Крючок внутри яйца опускается вниз и перелистывает миниатюры, подобно страницам книги, благодаря чему можно наблюдать две миниатюры одновременно. Каждая из миниатюр имеет золотую рамку, увенчанную изумрудом. Миниатюры прикреплены к центральной золотой оси яйца, проходящий сквозь него.
1897 - Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами. Точный дизайн яйца остаётся неизвестен. На основнании информации из счёта Фаберже за данное ювелирное яйцо оно представляет из себя «розово-лиловое эмалевое яйцо с 3 миниатюрами».
Рамка-сюрприз выполнена в популярном в то время неоклассическом стиле. Она имеет форму сердца, окаймленного
бриллиантами, покрытого землянично-красной эмалью, с выложенной бриллиантами датой «1897». Рамка располагается на шестигранной ножке, выполненной в стиле Людовика XVI, покрытой белой эмалью с росписью в виде извивающейся по спирали виноградной лозы. Ножка установлена на куполообразном уступчатом основании, покрытом землянично-красной эмалью и украшенном золотыми венками из лавровых листьев, алмазами, гравированным золотым листьями аканта, нарисованными веточками лавра, а также четырьмя крупными жемчужинами.
При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зелёной эмалью, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке располагается миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном - император Николай II, во втором - его супруга императрица Александра Федоровна, в третьем - великая княжна
Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании.
1897 - Коронационное. Сквозь зеленовато-желтую
эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решеткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на процессе коронации. На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решетки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Федоровны, усыпанная бриллиантам и рубинами огранки розой на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.
Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском Соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам - императорские орлы, в центре её - усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы
Российской империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в
платиновые шины.
В число утерянных сюрпризов входят
изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.
Продолжение следует...