Aug 30, 2011 02:22
Новый день мы уже с полной уверенностью проводили в Карелии. Теперь нам предстояло самое, наверное, интересное приключение - путешествие на Онежское озеро к мысу Бесов Нос, на котором должны были увидеть древние петроглифы - рисунки на камне. Согласно навигаторам, ближайшая деревня достаточно далеко от этого места, и у нас не было уверенности, что удастся туда попасть на колёсах. Решили всё разузнать на месте по прибытии.
Стартовали из лагеря и поехали в западном направлении по лесным дорогам. На пути к озеру был только один городок - Пудож. Кобрас ушёл вперед, а Ванька и 2-й ехали следом, на своей максимальной скорости, с неглушимым рёвом. Погода снова стала проверять нас на выдержку и терпение - шёл дождь. В Пудоже пришлось поколесить по автомагазинам, надо было найти глушитель, отремонтировать защиту от веток, и кое-что по мелочи. Запастись провиантом на ближайшие дни, ведь на неопределенный срок мы отправлялись в автономное путешествие.
Поначалу организаторы планировали, что к месту назначения будем пытаться проехать на машинах вдоль реки Чёрная, а если дорога будет непроходимая, вернёмся и пересядем на катера, на которых местные жители возят туда туристов. Наметили, что ехать нужно по направлению на Шальский, что на берегу Онежского озера поблизости от Бесова Носа. Штурманы по рации условились встретиться у ближайшей к началу бездорожья деревни и оттуда начать следующий этап соревновательного трипа. Но оказалось, что разные навигаторы по-разному показывают рекомендуемое направление, и не отображают все населенные пункты, а от Пудожа к Шальску дорога раздваивается. Получилось, что экипаж Артёма на джипе поехали к деревне Каршево через южный путь, а наши два УАЗика - через северо-западное направление вдоль судоходной реки - тоже в направлении Шальского. Наши штурманы - Света, Дима и Коля, долго пытались выяснить, кто где находится, и как всё-таки лучше попасть поближе к Бесову Носу. Кроме того, в УАЗиках периодически барахлила рация, и приходилось то и дело переспрашивать, подзаряжать, а нам в ревущем Ваньке - и иногда просто останавливаться, чтобы услышать и договориться.
В конце концов, мы встретились в условленной деревне Каршево близ реки Чёрная, и продолжили путь уже в полном составе.
Артём и его экипаж, пока ожидали нас, повстречали мотоциклистов, которых видели на карельской автотрассе раньше. Эти парни уже возвращались с Бесова Носа, переночевав там. Значит, пробраться туда можно! Так и решили. Положение осложнялось тем, что накануне прошли дожди, и дорога размокла. Но это как раз нам и было надо. Илья всё время приговаривал: когда уже будет грязь? Хочу настоящей грязи! Не скажу, что я сильно разделял это желание, но любопытство победило. Хотелось настоящих приключений, чтобы лебёдиться, плавать в грязи, тем более что место было красивое - сосновый лес вокруг.
По относительно хорошей лесной дороге добрались до деревянного моста через речку. Это, судя по всему, была отправная точка маршрута, дальше - бездорожье. Сам мост давней постройки. Толстенные брёвна в основании несущей конструкции, влажные от дождя и покрытые серебристо-зелёной патиной мхов и лишайников, а настил из толстых досок уже от времени износился, местами сквозь трухлявые прорехи была видна тихая, поросшая кувшинками, речка.
Сделали небольшой привал, снова подспустили колёса, чтобы повысить проходимость, собрались духом. Соревнование снова заключалось в том, кто меньше всех будет пользоваться лебёдкой для преодоления препятствий. Это было главное.
Двинулись. Дальше была всё-таки дорога, но уже без покрытия - грунтовая в чистом виде. На наше счастье ехали по песчанику, и даже на дне густой грязи всё-таки было сцепление колёс с грунтом, и можно было выбраться, так или иначе. Как говорили опытные путешественники, по такой грязи после дождя в Тверской области мы бы не выехали ни разу, глина становится как сливочное масло, и колёса просто пробуксовывают. Остался бы один шанс - проделать большую часть пути на лебёдках.
Но для нас природа приготовила щадящий вариант. Дождик постепенно стих, и три экипажа продолжили путь. Сначала Ванька ехал первым. Решили, что в этот раз будем чередоваться, чтобы иметь одинаковый шанс влипнуть или проехать как первопроходец. Илья решил ехать прямо по колее, не использовать объезд, и увяз в грязи по оси колёс. В это время оба соперника спокойно нас объехали по объездной дуге. Пока вытаскивали Ваньку из грязевой западни, все остальные высыпали из машин и принялись лакомиться ягодами. В этом месте рос густой черничник и брусника. Именно тут кустики были увешаны спелыми крупными ягодами, нельзя было устоять! Катя догадалась и пришла с железной кружкой, в которую стала собирать ягоды. Я же просто жадно отправлял собранное в рот, причмокивая и наслаждаясь и смакуя черничное изобилие. Впервые я попал на настоящий черничник, в лесах. Там, где я бывал до того, я видел только зелёные кустики, но уже или ещё без ягод. Так что это был настоящий праздник! Брусника тоже попадалась, но ещё была не совсем зрелая - ягоды уже красные, но пока не выносившие свой отличительный кисло-сладкий вкус с лёгкой горчинкой. Зато как красиво они смотрелись на блестящих тёмно-зеленых веточках!
Наконец, Ваньку вытащили и продолжили путь. Дорога изобиловала поворотами, грязевыми лужами и вязкими местами, но колёса цеплялись за грунт и вытаскивали внедорожники даже там. Больше всех доставалось Кобрасу, который то и дело садился брюхом на грунт, или просто буксовал, попав колесом в яму. Ванька и 2-й проходили дистанцию легче. Препятствий было много - и лужи, и низины, разбитые до нас дороги с глубокой колеёй, так что скучать не приходилось. Мы то и дело седлали Ваньку, проезжали немного, затем снова выпрыгивали, чтобы машина могла легче пройти, и так много-много раз. Вскоре Кирилл, Гера и я вообще перестали садиться, ведь колонна двигалась медленно, и было гораздо интереснее наблюдать за прохождением препятствий со стороны, прощупывая грунт или измеряя палками глубину луж, заодно советуя своим водителю и штурману лучшие траектории проезда или возможные обходные пути. Попутно можно было угоститься ягодами, а иногда попадались грибы.
Где-то на середине маршрута у Кобраса разбортировалось колесо - шина была слабо накачана и на каком-то препятствии частично соскочила с диска. Дальше так ехать было нельзя, пришлось чинить на месте. Хорошо, что наши водители были опытные, уже поездившие по бездорожью. Решили действовать народными средствами. Вспомнили способ, когда шину поливают бензином и кидают спичку. От резкого нагрева покрышка распрямляется и садится на диск так, как нужно, дальше колесо следует просто накачать. Все собрались вокруг колеса, как дети, ждущие фокуса, с любопытством наблюдая, как Артём проделывает вышеописанный трюк. Вспышка, хлопок, лёгкий дымок - и шина на месте!
Пока чинили колесо, было время осмотреться. Место оказалось особое. Вокруг было много поваленных деревьев - сосны в охват рук, осины повалены, и все в одном направлении, как будто кто-то причесал лес, не рассчитав усилие. Похоже, в этих местах недавно был ураган - лесоповал был массовый. Деревья, которые преграждали дорогу, уже кто-то опилил, сделав нишу для проезда автомобилей, так что по бокам трассы торчали свежие спилы взрослых уже деревьев. Среди всего этого необычного пейзажа меж стволов и веток ввысь вырвались, почувствовав свой шанс, мощные однолетние побеги с огромными листьями больше человеческой ладони. Рассмотрел их - оказалось, что это осина! Так иногда мощно отрастают побеги у спиленных тополей, а тополь - ближайший родственник осины в дендро-мире. Да и доказать можно было сомневающимся просто - точно такие же листья, но поменьше, росли из обломанного ветром осинового пня.
Следующее испытание - глубокая и широкая лужа в топкой низине, которую можно было переехать только вброд. Артём и Коля, как организаторы, придумали конкурс. Побеждает тот, кто проезжает эту лужу быстрее. Померили - вода примерно по колено, и на дне - колея. Ванька залетел в лужу с разгона, поднял волну и брызги, и заглох. Вода попала на трамблёр. Кое-как вытащили его на сухое место. Пришлось ждать, пока внутри под капотом всё высохнет. Ещё раз поволновались за сохранность багажа, но счастью, ничего страшного не произошло. Лёха же на 2-м проехал это место чуть медленнее, не давая машине увязнуть, но и не создавая волну. Как прошёл Кобрас - не помню, слишком переживал за Ваньку…
Ещё одно препятствие - глубокий овраг с крутыми берегами и продольным настилом из брёвен в низине. Предшественники уже изрядно разбили проезд, брёвна лежали неровно, был шанс завязнуть. Угол подъёма и спуска был близок к 45 градусам, и не верилось, что машина сможет съехать и запрыгнуть наверх. Но я недооценил прыть наших внедорожников, а главное, мастерство наших асов. Кобрас умудрился заехать, проехав мимом брёвен прямо по колее. А УАЗики вообще преодолели это трудное место без видимых сложностей. Это было впечатляюще!
Вот так, азартно распутывая витиеватые узлы бездорожья, мы продвигались километр за километром. Вдоль речки Чёрная мы уже ехали более 3,5 часов. Ближе к вечеру самая сложная часть трассы была преодолена, и мы оказались на нагорье. Грунт поменялся - теперь под колёсами были твёрдые дороги и покатые склоны из цельного поросшего деревьями и мхом каменного монолита, по которым продолжала вилять дорога. Мы с Герой шли пешком вперёд, как разведчики, местами делали пробежки, когда нас догоняли машины, а пассажиры Кобраса и Света решили дойти до берега озера пешком в арьергарде колонны. Навигаторы показывали, что наше местонахождение уже совсем близко к мысу Бесов Нос.
Вокруг - всё те же результаты разгула стихии - сломленные, как спички, высокие сосны, поредевший лес. Картина недавнего катаклизма. Вскоре мы добрались до берега. Нас встретили туристы, которые там находились уже несколько дней. Они прибыли ещё до дождей. Встретили нас очень доброжелательно, как я понял, они были из Москвы, и приехали сюда уже не в первый раз. Из их рассказа мы поняли, что весь лес в этом месте сильно поврежден сильным ветром, кругом повалены деревья, и дальше к самому мысу проехать по дороге невозможно. Но есть одна стоянка, которую только что освободили мотоциклисты. К ней можно либо пройти, либо проехать на внедорожниках прямо по береговой линии, шлагбаумы (что в дословном переводе и означает - лежащее дерево) перекрыли прямую дорогу. Поэтому машины, по всей вероятности, придется оставить внизу у воды, а самим с пожитками подняться наверх.
Надо отметить, что стояли мы в это время на высоком берегу озера, и пред нами открылся вид на бухту. Очень необычно: бухта в форме подковы, в центре - песчаный пляж и мелководье, местами в воде видны затонувшие брёвна лесосплава. По левую и по правую руку почти симметрично - два каменных мыса, поросшие лесом. Тот, что по правую руку и есть Бесов Нос. А близ того, что по левую - виден навес и место для костра. Решили пойти налево, не на нос, а южнее - ниже, как бы на «подбородок». Но сначала надо было по крутой песчаной горке спуститься на пляж. Высота дюн, поросших сосновым лесом - думаю, метров 10 или больше, так что нашим машинам пришлось снова сползать в толще песка по резкому склону. Дальше проехали прямо по кромке воды, радуясь, что мы почти добрались!
Вот тут-то нас поджидало самое необычное препятствие. Дело в том, что лагерь был на верхней террасе дюн, и к нему вела одна дорога - по песчаному склону уклоном примерно в 40 градусов, насколько я могу судить. Конечно, заехать наверх по рыхлому песку ни одна машина кроме гусеничной не смогла бы. Решили пользоваться лебёдками. По очереди внедорожники сдавали задней частью в озеро, и с разгона въезжали вверх, насколько позволяла инерция и сила сцепления. Дальше цеплялись лебёдкой к сосне на вершине дюны, потом, накручивая трос на валики и работая газом, медленно заползали наверх. Это было захватывающее зрелище, экстрим чистой Онежской воды!
Вскоре все подтянулись, стали разбивать лагерь. Поставили палатки, перетащили еду в ящиках и посуду под деревянный навес, покрытый плёнкой, с длинным столом и скамьями; стали начали готовить трапезу.
Тут со мной и приключилось нелепое. В шутку или всерьёз, сам не понимаю, я предлагал всем искупаться в Онежском озере. Туристы рассказали, что тут прекрасный пляж для купания. Но был уже вечер, никто не рискнул, да и надежда на хорошую погоду завтра оставалась. Дождь прекратился, было затишье и спокойствие. В последних отсветах заката ленивые волны шелестом прибоя разбивались о песчаный пляж…
По левую руку от нашей стоянки был каменистый выступ мыса. Я решил прогуляться туда, пока светло, как будто позвало меня что-то. Сначала шел по тропинке, потом решил спуститься по большим гранитным валунам ближе к воде. Потом - перескочить с одного камня на другой, чтобы пройти дальше и обогнуть мыс, но тут вдруг ноги в резиновых сапогах не удержались на мокром камне, и я солдатиком соскользнул по наклонной плоскости прямо в озеро. Всё случилось неожиданно и быстро, и хотя я пытался за что-то зацепиться, сделать было ничего нельзя - камни гладкие, без выступов и растительности. Получилось, что я въехал как по горке в аква-парке по пояс в воду. Страха я почему-то не ощутил, вероятно, сказалось то, что мы только что уже «отпраздновали» в первом приближении наше прибытие к цели. И паники тоже не было - после преодолённых препятствий того дня это выглядело как ещё один забавный квест.
Не спеша, я выбрался из воды, вылил из сапог воду, и пошёл обратно в лагерь. Вода показалась довольно тёплой - на мелководье она успела прогреться за лето. Это здорово - купание в Онеге! Теперь оно состоится, тем более что я пропустил душ в Каргополе! Снял сапоги, и вдруг понял, что в кармане брюк на бедре у меня фотоаппарат Кирилла, а на поясе - сумка с документами! Достал фотоаппарат в чехле. Чехол не застёгнут, но, кажется и не мокрый. А вот сумочка промокла, но к счастью, всё важное лежало в пакетике, и осталось сухим. Уфф…
От души отлегло, и раз всё равно уже промок, решил теперь уж искупаться по-настоящему. Взял полотенце и вернулся вниз к озеру. Как и на реке Кубене пришлось долго заходить на глубину, оказалось, что самое глубокое и тихое место - у тех самых камней. Я окунулся, почувствовав свежесть чистой прозрачной воды, приятный песок под ногами, немного поплавал, и вернулся в лагерь. Ура! Завтра утром надо повторить купание - вода правда замечательная!
Оделся в сухое, развесил мокрое, пристроил сапоги у костра. Ко мне подходит Кирилл и показывает фотоаппарат. Тот насквозь мокрый… В первый миг вид сухого футляра меня успокоил, но, оказывается, чехол был из тканого материала, и просто не было заметно. Что он намок. А молния, как назло, была сломана. Я бы, конечно, сильно расстроился, но это уже третий фотоаппарат за последние полтора года, который я утопил. Сначала в Венесуэле в океанской воде, потом весной в Египте морская взвесь попала внутрь и разъела плату, теперь вот пресная вода с погружением. В третий раз переживать потерю уже легче… Договорились с Кириллом, что если аппарат не высохнет и не заработает, я конечно же компенсирую его стоимость… К счастью, всё отснятое до моего «купания» хранилось на другой карте памяти, которую мы заполнили, снимая карабканье Ваньки на эту самую стоянку. Но возможности снимать дальше не было - мой телефон уже почти разрядился. А впереди - петроглифы! Это было обиднее всего, что не удастся самому запечатлеть то, ради чего, собственно…
Вечером часть нашей команды решила посмотреть на наскальные рисунки, которые, по рассказам туристов, есть и на ближнем к нам мысу. Пошли по той же самой тропинке, но спускаться к воде не стали, проследовали дальше. За поворотом мыс уходил в воду с небольшим уклоном, пологие каменные плиты омывались волнами. Вот на них, при свете фонариков, мы и нашли петроглифы. На охристого цвета камне с неровной гранитной поверхностью были отчетливо видны схематичные изображения: не то птиц, не то водных динозавров. Некоторые - похожие на уток или гусей по пропорциям, а некоторые - с неестественно длинными шеями и маленькими головами, похожими на Лох-Несское чудовище. Авторы рисунков выдалбливали верхний красноватый тонкий слой камня, под этим слоем проступала тёмно-серая порода, и таким образом получался практически вечный рисунок. Удивительно, что за 4-5 тысяч лет, а именно такой предполагаемый учеными возраст самых древних из этих изображений, вода, лёд, солнце и ветер не стёрли эти тонкие по сути субстанции и не уничтожили этот тонкий поверхностный слой! Это меня удивило больше всего!
Воодушевлённые, вернулись в лагерь. Сидели у костра, сушились и грелись, беседовали. И мечтали, что завтра, наконец, мы попадём на Бесов Нос, который уже так близко - вот за тем поворотом, осталось лишь пройти по берегу… А ещё мечтали, что не все крепкие напитки кончатся сегодня, или завтра каким-то чудом удастся раздобыть еще несколько бутылок, чтобы отметить удачу экспедиции…
Мимо нас гуськом проследовали сначала в одну сторону, а через несколько часов обратно те самые туристы из соседнего лагеря. Оказалось, они шли в баню. Надо было дойти по лесу до какой-то переправы, кричать какого-то, скажем, Серёгу, который с того берега приплывал на лодке, перевозил и топил парную. А потом отвозил обратно. Сидя у костра и пытаясь согреться после озёрных водных процедур, просушивая одежду и сапоги, я мечтал, что завтра мы тоже могли бы так же гуськом протопать в баню и попариться ароматными вениками из настоящей карельской берёзы, ведь так хотелось задержаться в этом сосновом лесу на высоком берегу спокойного озера на целый день…
Продолжение следует...
Первый Поэтический