Оригинал взят у
natashav в
Роды - культурная аномалия.По Дейвис-Флойд.
В западной философии и на бытовом уровне, мы считаем, что возвысились над природой, победили ее благодаря развитию науки и техники. Роды же крайне не помещаются на нашу удобную и красивую картинку мира о том, что мы победили природу. Роды были и остаются естественным природным процессом, который до сих пор неподвластен человеку, и черт побери, технократическое общество рассчитывает на продолжение себя самого через рождение детей женщинами. Такая нестыковка в идеях, главенство человека и науки/техники над природой и рождение детей "по старинке" природным способом, может поставить под угрозу существование технократической культуры. Для поддержания существующей технократической культуры нам надо сделать так, чтобы все члены общества видели мир вокруг себя, в том числе и рождение детей, как реальность, которая соответствует преобладающей иделогии, а именно, что наша сила в технологическом прогрессе.
1. Мы как общество верим в технический прогресс и заинтересованы в поддержании существующего положения дел. Женщины рожают детей, природа обеспечивает появление детей на белый свет. А хотелось бы, чтобы дети рождались благодаря достижениям техники и культуры. Как сделать так, чтобы естественный процесс родов подтверждал, а не противоречил технократической модели общества?
Когда в обществе существует какая-то концептуальная угроза, обычно обществом создается табу для того, часто это делается путем создания определенных мест, где можно упрятать концептуальную опасность. Второй способ - вплести ритуалы в происходящее, чтобы создать видимость того, что процесс соответствует официальной системе верований общества. В случае с родами, роды отгородили от ежедневной жизни, запихнув их в больницы, специальные заведения, где изолируют людей, которые могут напомнить нам о том, что мы подвластны природе, а не главенствуем над ней. А также создали множество ритуалов вокруг родов, которые создают видимость того, что роды происходят благодаря достижениям техники, а не сами по себе.
2. У нашей культуры есть сильная потребность ощущать контроль над природой и будущем общества. Как создать ощущением контроля над неуправляемым природным процессом?
Ритуал исторически служил эффективным способом справится с растерянностью перед лицом хаоса и неопределенности. Ритуальные действия позволяют участникам психологически и умственно пережить неопределенность и непресказуемость.
3. Роды меняют женщину. Как обобщить сугубо личный преображающий опыт родов?
Бесконтрольное личное преображение и изменение личности может привести к тому, что человек поставит под сомнение или начнет угрожать существующему положению дел. Как сделать так, чтобы личное преображение проходило под контролем и в нужном направлении, т.е. так, чтобы поддерживать существующее положение дел. Обычно общество создает обряды обращения для этих целей. Акушерские процедуры в США превосходят все ранее известные примитивные ритуалы обращения.
4. Во время обряда обращения человек находится в т.н.
лиминальном периоде, т.е. переходном периоде между двумя состояниями или ролями в обществе. Человек в лиминальном состоянии считается опасным для общества, т.к. он находится в переходной социальной категории, которая официально не существует. Однако опасность, которая сопряжена с с этим состоянием, при правильном управлении ситуацией, может служить источников живительной силы для общества или культурных изменений. Как сделать так, чтобы оградиться от опасности лиминального периода, в то же время сохранить доступ к его живительной силе?
Старшины общины могут извлечь пользу для себя во время инициации новобранцев. Положительная энегрия, которая создается во время родов, может быть использована врачами для поддержания и придания новых сил медицинской системе. Например, после родов благодарят врача, а врач благодарит своих ассистенов. Никто не благодарит женщину за то, что она родила ребенка. Некоторые женщины возвращают эту живительную энергию себе, когда они рожают сами в больнице или дома.
5. Дети - природные существа. Люди во всем мире думают, что окультуривание делает нас собственно людьми. Как окультурить бескультурного ребенка?
Если раньше окультуривание происходило во время крещения, то сегодня детей окультуривают посредством взвешивания, купания, уколов витамина К и антибиотиков для глаз. Медицинские процедуры заменили религиозные, но цели, а также культурные и психологические потребности, которые они удовлетворяют, остались те же самые - создать ощущение того, что ребенок продукт культуры, а не природы.
6. Большинство культур мира
патриархальны. Однако роды, от которых зависит существование и самих мужчин, и их детей, феномен сугубо женский. Роды представляют собой существенную концептуальную угрозу главенству мужчин, т.к. зависимость мужчин от женщин потребует, чтобы общество поклонялось женщинам как богиням, от которых зависит продолжение общества. Как сделать так, чтобы могущественно женский феномен казался действом, которое санкционировано патриархатом?
В средневековой Европе дети и женщины считались грязными существами до тех пор, пока ребенка не покрестил священник мужчина, а женщина не очистилась, пройдя специальные церковные ритуалы. Несмотря на технологии, продолжение общества все равно зависит от женщин. Больничные ритуалы создают видимость, что роды процесс механический, и что врачи (преимущественно мужчины), которые руководят процессом родов, производят детей на свет.
7. Технологии и учреждения, которым мы доверяем для продолжения нашей культуры асексуальны и безличны. Роды, от которых зависит продолжение нашего общества, процесс очень сексуальный и интимный. Как убрать сексуальность из сексуального процесса родов?
Женская сексуальность испокон веков является большой проблемой для общества. Давно известно, что стимуляция сосков и клитора эффективно усиливают схватки, но в больницах используют искусственный гормон питоцин, который подают внутривенно. Массаж промежности маслом слишком сексуален, поэтому удобне разрезать промежность. Когда женщинам начали делать анестезию, многие из них начинали неприлично себя вести "под воздействием". Акушеры были в ужасе, что роды могут быть сексуальным опытом, т.к. сексуальное удовлетворение может быть только пенис, а тут ребенок! выполняет похожую роль. Некоторые даже пытались запретить анестезию под предлогом того, что боль предтотвращает родовой экстаз, поэтому анестезию лучше не делать, чтобы не давать волю сексуальным чувствам.
8. Наше общество до сих пор сильно патриархально, хотя на словах мы говорим о равенстве женщин и мужчин. Т.к. все больше и больше женщин поддерживают эту идею, наша культура не выживет в настоящей форме, если женщины не усвоят до мозга костей основные положение технократической модели реальности. Как сделать так, чтобы в культуре, которая заявляет о равенстве полов, женщины приняли систему убеждений, которая их унижает?
С одной стороны существующая модель отбирает у женщин чувство уникальности и ощущения собственной силы и мощи как существа, способного дать жизнь другому человеку. С другой стороны, система поддерживает наше культурное убеждение о природной неполноценности женщин. Первые феминистки активно преследовали технологические роды в больнице в надежде на то, что устранив культурные стереотипы о слабости женщин и порвав рабскую зависимость от природы в родах, приблизит женщин к равенству с мужчинами. Вместо этого, современные технологические роды только еще больше утвержают
аристотелевскую идею о дефективности женщин и превосходстве мужчин как идеально работающей машине. Больничные ритуалы опять разрешают существующую проблему - как убедить женщин в том, чтобы они приняли идеи технократического общества и пропагандировали их уже своим детям.