Тяга к прекрасному

Jun 18, 2013 17:18

В порядке эксперимента скачала себе книжку с плэй маркета - за 99 рублей. Эксперимент, скажу я вам, провальный - ибо какой смысл покупать книжку, если читать ее можно все равно только из онлайна? И, к тому же, только одним гугл-ридером, а он, по сравнению с тем же кулридером, просто отстой.
Но вот книжка оказалась весьма забавная. Наслаждаюсь уже третий день.
Называется "Белая масаи", автор Коринна Хофманн.
В аннотации сказано, что это рассказ автора о жизни в Кении, причем - в качестве жены воина-масаи. Мне стало любопытно... но обо всем по порядку.
По большому счету, я такие произведения вообще не считаю литературой в полном смысле слова - нет даже намека на сюжет, композицию, не говоря уже о теме-идее-главной-задаче, просто автор очень подробно, в хронологическом порядке, с максимальным количеством деталей (вплоть до походов в туалет) описывает свое пребывание в Африке, как пишут обычно в блогах: я поехал, я увидел, встретил Васю, покурили, а тут Петя, пообедали, я ему... а он мне... В общем, сейчас очень много "писателей" так пишут, и Коринна не исключение.
Никакой этнографической ценности книжка тоже не представляет, ибо автор описывает все на уровне дилетанта: что-то вижу, а что - не знаю, ну вот как-то так.
В качестве единственной сюжетообразующей линии выступает история о взаимоотношениях автора с ее мужем - воином масаи. И вот это, ребята, феерия.[Spoiler (click to open)]
Представьте себе: некая швейцарская туристка приезжает - на минуточку, с бой-френдом - в отпуск в Кению. В один прекрасный день она видит - издали - воина масаи, который потрясает ее своей дикой необузданной красотой.
Кто не помнит, воины масаи выглядят примерно вот так. Это не портрет главного героя, но Коринна описывает его очень похоже, включая красные длинные волосы, макияж из охры и шерстяное одеяло.
Экстерьер юного африканца оказывает на девушку такое сильное впечатление, что она всеми правдами и неправдами находит повод с ним познакомиться, посылает бой-френда... в Швейцарию, продает дома накопленный непосильным трудом шифоньер трусов и босоножек и, упаковав в большую сумку десяток футболок, четыре юбки, лейкопластырь и запас доширака (про доширак я шучу. В оригинале - порошок для приготовления пудинга) устремляется в Кению. ЗАМУЖ.
Юноша слегка обалдел от такого напора, но внимание белой иностранки, хотя и - по масайским меркам - слегка престарелой (ни хрена себе пацан, 28 лет (с)), ему, видимо, льстило. А может, он смирился, поняв, что все равно не отстанет. Но не исключено, что он просто не совсем понял, что конкретно она имела в виду.
Потому что если герой на момент знакомства владел суахили и английским на уровне "Моя звать Лкетинга", то героиня говорила исключительно по-немецки.
Высокие, высокие отношения!
Всем близким, кто крутил пальцем у виска, узнав, что их сестра-подруга-дочь собирается связать жизнь с масаем, Коринна отвечает: А вы поглядите, какой он КРАСИВЫЙ! И все. Такую железную логику окружающим крыть нечем.
Помимо эффектной внешности герой обладает массой достоинств: жует местную наркотическую траву, грациозно ходит, высоко прыгает на празднике инициации юношей, а также не забывает кормить свою женщину жареной козой. Последнее героиню особенно умиляет, так как, по ее наблюдениям, среди масаев подобное поведение встречается нечасто.
На этом фоне мелкие недостатки героя - например, то, что он боится лифта, не умеет считать, дарит покупателям товар из магазина и в жизни не заработал ни копейки - ах, право, не стоят внимания.
Тем не менее, жизнь за масаем оказывается не сахаром: бытие воина налагает массу досадных ограничений. Например, голова воину дана для дела. Дотронуться до лица или волос мужчины - для женщины строгое табу, а уж целоваться - фуфуфу! ты чо! я же сюда ем!
С сексом как таковым у масаев вообще все не по-нашему: приоритет отдают количеству подходов, а не продолжительности каждого, а к женскому оргазму относятся примерно так же, как к жизни на Марсе.
Зато в порядке вещей тут многоженство, причем обоснованное весьма логично.
«Я, типа, хочу детей штук восемь», - делится с героиней молодой супруг. «Хм, - отвечает героиня, - пожалуй, я бы ограничилась двумя». «Так и я за шо! - радуется африканец. - Одной жены мало, сама видишь!»
Тем не менее, тяга к прекрасному у Коринны Хофманн оказывается настолько велика, что она готова на все: не только отказаться от полноценного секса и терпеть младших жен, но и спать в хижине из картона и колючего куста, подкладывая под голову табуреточку, пить воду из лужи, питаться иногда и чем повезет, мучиться месяцами от поноса и малярии… Така любовь!
И вот в этом месте мне очень хочется задать вопрос:
- КАКА ЛЮБОВЬ?!
КАКАЯ, ВАТЬ МАШУ, ЛЮБОВЬ??? ХДЕ???
За месяцы - месяцы, да практически уже к середине книги годы! - жизни в Кении героиня не сделала даже попытки выучить суахили. Правда, она немножко подтянула английский. Примерно до уровня мужа - чтоб хватало сказать, «коза хороший еда» или, там, «москиты много плохо». То есть все это время они общаются, по большей части, при помощи жестикуляции, дополняя ее всеобъемлющими фразами типа «ноу проблем» и «акуна матата».
Я фигею, дорогая редакция! О какой любви может идти речь, если практически все, что ты знаешь о своем муже - это то, как он выглядит?..

Вообще… если уж говорить начистоту… Когда мне было 14, я тоже любила одного мальчика, потому что он был красивый. И я бы поехала за ним к москитам и удавам, если бы позвал. Хорошо, что не позвал.
Для подростковой первой любови, пожалуй, характерна зацикленность на произвольно выбранном объекте, когда вообще ни разу не важно, какие у него прочие ТТХ. Люблю! И все тут.

Но, на минуточку, героине - не шешнаццать. Ей 28!

Инфантильность героини вообще зашкаливает. Так, снова и снова она едет по сложнейшей дороге на раздолбанной машине, снова и снова попадает в аварию, и снова и снова обнаруживает, что не взяла с собой воды!.. Ну это как, а?..

Нет, я могу понять, что в чужой прекрасной стране можно встретить упоительно дикого аборигена, отдаться внезапной страсти и потом всю жизнь вспоминать это самое сумасшедшее экзотическое приключение.
Но на полном серьезе стремиться выйти замуж за человека, который, по сути, живет в первобытно-общинном строе? «Глюпый, бестолковый как рэбенок» (с)?.. Который никогда не сможет тебя содержать, заботиться о тебе, быть твоей опорой и тылом даже на самом примитивном уровне? С которым нельзя даже поговорить?.. Который никогда тебя не поймет? Которого везде нужно водить за ручку?.. Всегда и все делать и решать самой?.. ЗАЧЕМ?!

Я бы еще поняла, если бы речь шла о полном отказе от цивилизации, попытке жить в традиционной культуре, в лесу - не знаю, есть ли сейчас такие племена, но читала об этнографах, которые это делали. В этом есть хотя бы какой-то - пусть не всем близкий - но смысл.
Но в случае с Лкетингой речь идет ни разу не об этом. Его семья живет в уродливой, изломанной системе, когда люди уже вышли из джунглей, но на цивилизацию смотрят только издали - а цивилизация смотрит на них, как на диких зверушек.
Это не традиционное хозяйство, не упорядоченный и регламентированный по-своему мир племени - это просто дикая нищета, хижины из пленки и картона, грязная вода в канистрах, одна юбка на 10 лет и горсть кукурузы на три дня. Это люди, которые не умеют и не считают нужным работать, да вообще хоть что-то делать… Они лежат в хижинах, жуют траву, пьют чай, ждут, когда в магазин привезут муку. Словом, дикий народ. Дети гор.

И вот это - добровольный выбор? Моя прекрасная Африка?

Я еще не дочитала, но дочитаю обязательно, мне реально интересно, чем же кончится. Сейчас у меня героиня - едва не погибнув от малярии и истощения - родила дочку и собирается ехать с ней в свою деревню, растить.

Подозреваю, что кончится история трагически. Коринне наконец надоест жизнь без душа и туалетной бумаги, она вернется в Швейцарию и всю жизнь будет вспоминать свою единственную истинную любовь. Проверим мою интуицию.

А взаимности такой врагу не пожелаю.

белая масаи, околокнижное

Previous post Next post
Up