Я поднял один из своих ответов коллегам из цепочки. Пришла свежая информация.
Если вы помните, назарбаев и путин еще в 2007-м обсуждали возможность создания такого милого альянса и приглашали к участию Ющенко. Ну, само собой, тот отказался. Но сама возможность в СМИ муссировалась с опаской и очень активно. Там речь шла о координации действий в области ценообразования, использования зерновых экспортных терминалов и пр.
"Восточноевропейская тройка" (если она состоится) - это второй в мире по объемам экспортер зерна, а при благоприятном раскладе - так и первый. Ужас во мраке ночи для фермеров СШП. И, знаете, я не исключаю, что в духе нынешнего "благорастворения воздухов" между Путиным, Азаровым, и Януковичем, в ходе очередного "визита на крестины" эдак в ноябре-декабре не будет принято решение "оттестировать" всю эту конструкцию "во временном режиме", и потом наверняка вдруг запляшут облака, сами собой снимутся очень неудобные вопросы по газу - "доктор, мы ведь не сделаем друг другу больно?" Заодно и балансы платежные поправятся.
Вспомните - все ценообразование мирового рынка пшеницы основано на чудовищном занижении всеми его участниками прогнозных величин валового сбора. В эту игру играют все. Тем паче - повод у нас в этом году просто великолепный - вселенская сушь. Есть только одно "но". Где-то 60 процентов валового сбора пшеницы в стране - это Кубань, Ставрополье, Ростов, Алтай. Почитайте отчеты, на Кубани все успели собрать ДО начала климатических дикостей, а Алтая, в общем-то они не коснулись. Черноземные регионы тоже успели.
И тут же - нервная реакция. Обратите внимание - кто цитирует дедушку Ленина!
http://vz.ru/economy/2010/8/10/424403.html Полыхающие по всей центральной России пожары, рекордная засуха и введенный в связи с этим запрет на экспорт зерна остаются в центре внимания зарубежных изданий. Британская пресса отмечает, что «пшеничная лихорадка» грозит новым продовольственным кризисом, обвалом рынка и очередным скачком цен.
Решение России ввести временный запрет на экспорт зерна в связи с рекордной жарой и засухой, уничтожившей часть посевов, продолжает лихорадить мировые рынки.
Пресса пестрит подробностями «пшеничной» паники, эксперты ожидают новых скачков цен. На европейских и американских биржах цена пшеницы поднялась до максимального уровня за последние два года, превысив 230 долларов за тонну. По некоторым данным, с июня на фоне засухи в России мировые цены на пшеницу выросли почти вдвое.
Лондонская газета Independent предупреждает: мир должен готовиться к кризису на товарных рынках и росту инфляции. «Прогнозируемый рост цен на пшеницу и ячмень ударит по семейным бюджетам и способен привести к повышению банковской учетной ставки», - отмечает издание.
Неутешительны и оценки другой лондонской газеты - Financial Times, которая заявила об угрозе повторения событий 2008 года, когда нехватка зерновых привела к социальным потрясениям в ряде развивающихся государств.
«В нынешнем году цены вновь начали резко расти, в первую очередь на пшеницу. На минувшей неделе они еще больше увеличились после того, как Россия ввела запрет на экспорт зерна до конца текущего года. Очередной продовольственный кризис не исключен», - подчеркивает газета.
«Неспроста в свое время Владимир Ленин назвал пшеницу «валютой валют». Цены на нее определяются не только затратами на производство хлеба, пшеница идет также на корм скоту», - напоминает Financial Times.
Как отмечает газета, «эмбарго введено в России в условиях, когда на товарном рынке сложилась напряженная ситуация», сообщает ИТАР-ТАСС.
Напуганные трейдеры могут попытаться сделать крупные закупки. Другие страны способны последовать примеру Москвы для защиты своих внутренних рынков. Даже несмотря на то, что в ряде стран: Австралии и Аргентине - зреет крупный урожай, есть угроза обвала рынка и взлета зерновых цен, считает издание.
В качестве решения проблемы Financial Times предлагает государствам больше инвестировать в ирригационные системы в целях улучшения пахотных земель и широко применять генетически модифицированные культуры. Как вариант - можно было бы делать более крупные запасы зерна, чтобы «противостоять кризисам».
«Также важна и международная система, возможно, под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО), которая определит условия, при которых страны могут вводить запрет на экспорт зерна. Все это сделает рынки более предсказуемыми и сократит риск кризисов», - резюмирует издание.
Введение новой системы регулирования - шаг правильный, только делать это надо на наднациональном уровне, считает аналитик департамента корпоративного финансирования UFS Investment Company Дмитрий Богословский. (БЛЯХА-МУХА! Прямо-таки патологическая тяга к наднациональному регулированию во всем, что касается России! Комментарий мой)
А вот создание резервов на международном уровне (по аналогии со внутристрановыми резервами) позволило бы сгладить ситуацию на сельскохозяйственном рынке без оглядки на политику, полагает Богословский.
Правда, о повторении мирового продовольственного кризиса 2008 года говорить преждевременно, добавляет эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые консультации», Morison International Ирина Воробьева. При этом она признает, что «ситуация с ценами на зерно на мировых площадках может выйти из-под контроля».