До 11 апреля будет работать ссылка на трансляцию оперы Медея из театра Станиславского. В роли Медеи Хибла Герзмава.
https://operavision.eu/en/library/performances/operas/medeaОчень рекомендую посмотреть, кому интересен такой формат в принципе. Я была живьем в прошлом году, потом смотрела по ТВ трансляцию, сейчас пересматриваю тут и хочу сходить еще живьем послушать уже штатно, с Натальей Мурадымовой, которая тоже, по отзывам, прекрасна.
Сюжет Медеи можно восстановить, погуглив, он страшный. Фраза Медеи из оперы "Не встреть тебя, осталась бы доброй" тут же перенесла меня к гениальному тексту Цветаевой, полагаю, по одноименному сюжету, "мой милый, что тебе я сделала?"
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать",- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Click to view
Герзмава еще и великолепная драматическая актриса, потому ее Медея вызывает и сострадание, и ужас, и протест. Протест потому, что обывательским умом понимаю, что нельзя ТАК далеко заходить в любви, что ТАКОЕ уже НЕ любовь, в какой-то момент она превращается в ее противоположность - ненависть и месть, где нет прощения. По сюжету показаны точки, откуда героине м.б. вернуться, отпустить ситуацию, если и не простить, и я, как зритель в эти моменты, зная конец, сжимала руки и молилась, что может она передумает?! Но нет. Если страсть захватывает, если слишком много уже отдано и внутри пройдена точка невозврата, то жестокость побеждает любовь. Увы. В опере есть и пример глубокой дружбы - служанка Нерис хотя и не согласна с тем, что хочет сделать Медея, но готова идти с ней до конца, периодически предостерегая ее. Но и дружба не помогает. Увы. Дети убиты, а самый виновник пощажен, на удивление. Но это не удивление, это предсказуемо - страсть, безумная и безоглядная, и внешний локус контроля.