понятия истины у Гегеля и Хайдеггера

Nov 10, 2019 18:29

у Хайдеггера истина -- обнаружение существующего в несокрытости его бытия; т.е. -- явление существующего *как* существующего. по сути -- это продолжение Платона. неслучайно все многочисленные курсы и лекции Хайдеггера о понятии истины включают разбор мифа о пещере -- один из немногих текстов, где ἀλήθεια действительно означает то, о чем говорит этимология. истинность (она же красота и благо) является по выходе из "пещеры" повседневности (где око души "замылено" привычкой) -- в акте озаряющий (художественной, религиозной, научной, и т.д.) интуиции.
у Гегеля истина принципиально *не* является. истина -- не что-то, *что* видится, а точка зрения, с *коротой* нечто видится определённым образом. а именно: видимое открывается с этой точки зрения как самой этой точки зрения часть (или "момент"). истина т.о. -- это целое, в качестве части которого открывается (для того, кто на эту точку зрения встал) то, *чего* это истина. подняться на т.зр. истины т.о. значит: увидеть нечто до этого "просто" (или непосредственно) данное, напр. -- свою свободу, как опосредованную, обусловленную в своём бытии чем-то, включающим её как свой "момент". при этом оказывается, что то же целое необходимо включает и другой "момент", который отрицает первый. напр. истина моей свободы -- государство. оно же -- истина (условие возможности) свободы и всякого другого гражданина, а следовательно отрицание (оганичение) моей свободы.
расхожее выражение "момент истины" т.о. имеет принципиально разный смысл в зависимости от того, в оптике которой из этих двух парадигм его рассматривать.
в первом случае, "момент" -- это мгновение (Augenblick), в которое истина является; событие (Ereignis; однокоренное с Auge, "око") её обнаружения.
во втором, "момент" -- часть самой истины; вернее -- фаза её движения в самой себе (от лат. movere, "двигать").
собственно так и определяет истину (заодно давая почувствовать на этом примере, что такое "спекулятивное" суждение) Гегель:
ИСТИНА ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ ИСТИНЫ В САМОЙ СЕБЕ.
предыдущее рассуждение о гегелевском понятии об истине как о "точке зрения" в свете этого определения должно быть уточнено: эту "точку" нельзя мыслить как объект, т.е. нечто равное себе. логика объектов (а формальная -- в частности, математическая -- логика исключительно такова) приложима только к частям, не к целому. истина, поскольку она есть целое, существует лишь как логическое *движение* отрицания друг друга её "моментами".
p.s. разумеется, ни один из этих двух философов не разделял расхожего представления об истине как о соответствии суждения действительности, относительно которого ещё Кант заметил, что пользование им подобно тому, как если бы один пытался доить козла, а другой подставлял при этом решето.
Previous post Next post
Up