Feb 22, 2011 22:33
Сейчас постоянно говорят о реформе образования. К общему хору голосов хочется добавить свой голос репетитора по математике.
Ко мне приходят, конечно, не самые лучшие ученики. Родители, к сожалению, замечают, что у ребёнка нелады с математикой только тогда, когда дело принимает весьма серьёзный оборот.
Когда ко мне обращаются, я первым делом спрашиваю, какие у ребёнка проблемы. И чаще всего, почти всегда, мне отвечают, что с примерами он более-менее справляется, а вот задачи решать не умеет. Это обычно соответствует истине. Беда только в том, что и примеры, с которыми ребёнок по мнению родителей справляется, он часто решает, ничего в них не понимая.
Например, девочка из третьего класса довольно успешно решала примеры на умножение. Она показала мне целую страницу с выполненными ею примерами. "Посчитай, сколько же всего ты решила примеров?" - попросила я. Девочка пересчитала примеры по одному и с гордостью сообщила мне результат. Однако примеры были расположены столбиками по четыре, и я попросила посчитать их количество с помощью умножения. Она не смогла этого сделать. Выяснилось, что она вообще не понимает, что такое умножение, а примеры решала, запомнив таблицу и несколько нехитрых правил. Когда я сообщила об этом матери девочки, она не поверила. "Нет, нет, она понимает умножение, как же, она же решает примеры!" Да, решает примеры, получает по математике тройки, а иногда даже и четвёрки, но ничегошеньки не понимает.
А вот другие наблюдения.
Семиклассник не может умножить 0,25 на 10.
Шестиклассница понятия не имеет, что такое скорость и какая связь между временем, скоростью и расстоянием.
Пятиклассница не только не знает таблицы умножения, но и сложение в пределах десятка осуществляет на пальцах.
И так же с разными вариациями выглядят почти все мои ученики. Картина грустная, особенно в начале наших совместных занятий, и изменить её не так просто.
Но беда не в этом. Конечно, дети все разные, одни схватывают информацию на лету, а другим надо долго её осваивать. Беда в том, что эти дети, чьё дремучее невежество внушает, мягко говоря, недоумение, получают в школе положительные оценки, тройки, а то и четвёрки, если повезёт, и успешно переходят из класса в класс. Отсюда можно сделать вывод о том, что такой уровень знаний не является чем-то из ряда вон выходящим, а вполне в порядке вещей. Иначе учитель немедленно выявил бы отставание, не доводя его до таких вопиющих масштабов, и принял бы меры. Если же школьник решительно не успевает, не может угнаться за своими товарищами, то его следует оставлять на второй год. Нет, ничего этого не происходит.
Одна мама рассказывала мне, что, заметив отставание дочери по математике, обратилась за советом к учительнице. Та равнодушно ответила: "Занимайтесь.". Всё.
Другая мама рассказала, что учительница математики на собрании ругает родителей отстающих детей, что они не занимаются с детьми. Мама в растерянности мне говорила: "Но я не могу заниматься с дочкой, я не настолько хорошо помню математику..."
И вот в связи с этим мне хочется сказать следующее. На мой взгляд, основной идеей реформы должно быть не урезание или
расширение программ и не ликвидация предметов или добавление
новых, а радикальное повышение качества обучения. Зачем человеку
синусы и косинусы, если он не умеет считать? Таких
детей учить в дальнейшем по программе старших классов -
бесполезно. Это даст только потерю времени и лишнее отвращение к
учёбе вообще и к математике в частности.
Уверена, что для реформы образования нужна тщательная,
кропотливая, осторожная работа прежде всего по пересмотру кадров
образования, по пересмотру их подготовки.и критериев подбора, и,
конечно, по радикальному пересмотру программ. И эту работу должны делать, по крайней мере принимать в ней активнейшее участие, лучшие учителя.
Последнее время всё больше стало низкопрофессиональных людей во всех отраслях, но ничто так пагубно не сказывается на жизни общества, как низкий профессиональный уровень педагогов. Ведь каковы учителя, такими растут и ученики. Лень, разгильдяйство и пофигизм множатся и грозят уже национальной безопасности!
Что касается программ, в частности, программы по математике, то всегда придерживалась принципа: лучше дать менее способным ученикам материал в небольшом объёме, но так, чтобы они его действительно усвоили. Какая польза учить человека брать интегралы, если он не может рассчитать расстояние, которое проезжает автомобиль за определённое время с определённой скоростью? И ещё. Дети должны не столько заучивать формулы, которые большинству из них во взрослой жизни никогда не пригодятся, сколько получать начальные навыки логического мышления.Только такое обучение может быть им действительно полезно. А вот как разделить детей по способностям, никого не унизив и не обидев, - это дело профессионалов-педагогов, дело новых умных методик. В конце концов, теперь есть Интернет, и его вполне можно использовать для целей обучения.