Я тут начала жить лондонской социальной жизнью немножко :) - сходила на выставку в Викторию и Альберта, и еще на лекцию Быкова.
Быков рассказывал нам про то, что Чехов - это антидепрессант. Вот никогда не соглашусь, у меня от Чехова наоборот, вселенская, вселенская тоска случается. Но Быков был, как всегда, прекрасен, и, в том числе, подарил нам афоризм - рассказал (в ответ на вопрос из зала, экспромтом), в чем разница между вульгарностью, пошлостью и посредственностью:
Если человек ходит с расстегнутой ширинкой - это вульгарность.
Если при этом учит о добре и зле - это пошлость.
А если там, собственно, ничего не видно - это посредственность.
Лекция была в зале Королевского Географического Общества, в Найтсбридже, что очень posh :), и подруга спросила меня, большая ли разница в публике. Разницы в публике особой не было, разве что в Москве никак нельзя встретить Чичваркина в умопомрачительных штанах, и гораздо меньше надувных губ на единицу площади.
В общем, чудесно было.
А на следующее утро - так уж сложилось - мы с той же подругой пошли на выставку "Туфли. Боль и Удовольствие" в V&A. Концепция, выбранная кураторами, показалась мне спорной - туфли там были выставлены в витринах вперемешку, древние с викторианскими с прошлогодней коллекцией Джимми Чу, но интересно, конечно, очень. Несколько поразительных вещей - во-первых, вплоть до двадцатых годов двадцатого века женские туфельки узкие настолько, что у меня, например, в них не влезет даже ладонь, не говоря уж о ступнях. Даже туфельки королевы Виктории - 9 детей! Девять детей! ну не может быть такой узкой ступни у матери девяти детей! - невообразимо узкие. А с двадцатых, видимо, женщины начинают ходить по улицам, и ширина ступни становится реалистичной :)
Во-вторых, женская обувь - это в принципе, вообще, исторически - орудие пытки. Про китайское бинтование ножек все понятно - там длина сантиметров шесть у этих шелковых туфелек. Ходить бедняжки не могли в принципе. Но и все остальное, японское, индийское, да и европейское - каблуки, форма, функциональность - это все про боль, терпение и смирение. А вот мужская обувь - это про роскошь и праздность - там несколько пар было мужских, в которых можно только сидеть и демонстрировать длину пиписьки статус. Такая вот разница.
В-третьих, экспонат, поразивший меня в самое сердце - фетишистские туфельки. То есть сделанные специально как фетиш. У них каблук скошен так, что ходить в них нельзя - только ползать. И носок загнут так, чтобы пальчики, маленькие и розовые, непременно загибались. И на подошве - прозрачная полоска, чтобы было видно эти пальчики и эту ступню. И сами они - шелковые, пудрового цвета - сама невинность. В общем, воплощенный секс, а не туфли. Причем непростой такой секс... Они настолько непристойные, что их ни в каталог выставки не включили, ни открытки не сделали, и ни одной фотографии нету - так что придется вам моим описанием довольствоваться.
В общем, вот такие удовольствия :)
Лучшая надпись на выставке была про то, что туфельки вечны