Рассказка эта под нейтральным названием «Коллоквиум по Герцену» была опубликована в различных сетевых журналах семь лет назад - в аккурат к 200-летию со дня рождения Александра Иваныча. А в этом году - 150 лет как человечество обходится без него и, будем честными, без его ошеломительных книг, преданных чуть не полному читательскому забвению, не
(
Read more... )
Но со смертью малолетних близнецов, которые носили фамилия Огарева, а были детьми Герцена и Наталии Тучковой-Огаревой, она по-моему , перебарщила. Вот самоубийство 17-летней дочери, произведенной на свет теме же родителями - это сюжет посильнее. Недаром его Достоевский в своем очерке "Два самоубийства" рассматривает.
А самое ранящее, на мои предвзятые глаза - это сцена смерти старого князя Болконского. :)) Когда он просил слугу постелить ему то на одном, то на другом диване. И ни на одном ему невозможно было уснуть.
"читать о великих, включая Герцена, гораздо увлекательнее, да и полезнее? Пожалуй, что так. Но я ведь написала не о Герцене, а о Чаке, и немножко, о себе, любимой.
Василий, я давно хотела Вас спросить, но не знала как, поскольку не могу написать Вам в личку в ЖЖ, которого у Вас нет.
Я часто (чуть не ежедневно) вижу ваше имя в числе посетивших мой журнал. Чем это вызвано? Вариант, что Вы на ежевечерне на сон грядущий читаете мои посты заранее исключаю. Почитала Ваш блог в Контакте. Знаю, что Вы любите русскую поэзию, Пастернака, в особенности. Что вы верующий христианин. Бескорыстно помогаете с друзьями страждущим. Вам должна быть близка поэзия русского религиозного поэта Александр Солодовникова. "Я слышу все томленье духа, с Еклезиаста до меня". Эти изумительные строчки я поставила эпиграфом к одной из глав эссе о Толстом.
Reply
А Солодовников мне действительно близок, его "Вербная всенощная" потрясает. В антологии "Строфы века", составленной Евгением Евтушенко, последний написал в кратком предисловии к стихам Солодовникова, что у него"...хватило христианства на то, чтобы даже лагерь не проклясть..." Ох, у меня бы точно не хватило, увы...
А теперь вновь о ЛКЧ. Недавно женщина (мой близкий друг) в очередной раз попросила что-нибудь почитать. Помня, что перед этим человек с интересом прочел дневники Юрия Нагибина, я решил познакомить её с Лидией Корнеевной и принес "Памяти детства". Прочла. Отзыв (в переписке по сети) был такой: "Хотелось роман про любовь, а тут про любовь к детям и стихам." Я было фыркнул, но подумал затем, что отзыв-то, по сути, верный. Причем я-то её знаю, она вовсе не поглотительница бульварщины, просто,видимо, не попало под настроение. Так что я не остановлюсь - прочтёт она у меня и "Прочерк", и "Софью Петровну"!
А Вам - веселой Хануки!
Reply
Ну, а а вот от этих двух очерков с сайта семьи Чуковских (на которых и опусы из моей Чуковианы висят) Вы, как сегодня говорят, вопче припухните:
"Белый Волк" Евгения Шварца - http://www.chukfamily.ru/kornei/pro-et-contra/belyj-volk/evgenij-shvarc-belyj-volk
"Некомнатный человек" Евгения Шварца - http://www.chukfamily.ru/kornei/pro-et-contra/belyj-volk/evgenij-shvarc-nekomnatnyj-chelovek
----------------
И еще "Спуск под воду" пусть прочтет. Проследите. :))
А главное - стихи ее. Л.К. как поэт всю жизнь оставалась в тени великой Ахматовой.
А я люблю стихи Л.К. не меньше, чем поэзию ее величественной подруги.
Да, сегодня первую свечу ханукии зажигаем.
И я Вам, в этот прекрасный день начала ханукальной недели посылаю, можно сказать, подарок.
http://www.bard.ru.com/php/search_song.php?name=25430
Там все можно и нужно слушать. Поются (Максом Кривошеевым) стихи Мандельштама, Шаламова, Ходасевича и прочее. Но Вам, раз Вы любите Солодовникова, будет особенно неожиданно услышать как его пронзительную "Решетку" Макс поет на стихи Старчека. Еще он поет на стихи Архиепископа Иоана Шаховского (брат Зинаиды Ш., Набокова парижского периода эмиграции) - "Все связано порукую земной", и неизвестной монахини-лагерницы - "Человечество живо одною круговою порукой добра".
Последняя песня есть в видеозаписи : https://www.youtube.com/watch?v=5p7LD-XYnt0
Вот, какими бесценными сокровищами я с Вами поделилась.
Reply
Reply
Как раз чтобы успеть сказать ей как я ее люблю и с каким наслаждением читаю изданные ею книги.
Reply
А друзья еще живы.
Еще руки теплы, голоса
еще молоды,
Еще можно кого-то обрадовать:
"Это я говорю, это я!"
Торопись дозвониться
И, за руки взявшись, уехать
из города.
Торопись повидаться.
Они еще живы, друзья.
Reply
А вот еще у нее:
Вот так же будут на могиле
Сходиться и мои друзья,
Печалясь, что меня зарыли
И услыхать меня нельзя.
И так же будут торопиться
На электричку, по делам,
И впечатленьями делиться
От новых радиопрограмм.
1983-1986
А самое любимое у меня, из посвященных Мите Бронштейну:
В один прекрасный день я все долги отдам,
Все письма напишу, на все звонки отвечу,
Все дыры зачиню и все работы сдам -
И медленно пойду к тебе навстречу.
Там будет мост - дорога из дорог -
Цветущая большими фонарями.
И на перилах снег. И кто б подумать мог?
Зима и тишина, и звездный хор над нами!
1947
И вот это же можно послушать голос ее, как она сама изумительно это читает:
https://www.chukfamily.ru/lidia/stihi - там есть линки "прослушать".
Reply
Leave a comment